55 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией
Игры по формированию
слоговой структуры слова
Автор-составитель:
Логопед-дефектолог
А. С. Русских
В данной статье перечислены игровые приемы для формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
У ребенка с моторной алалией практически всегда можно встретить несформированность слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слова при моторной алалии имеет стойкий характер, в связи с чем работа по его устранению является длительной и систематичной (Р.Е. Левина, O.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Актуальным является вопрос о том, как ускорить и облегчить эту работу и для ребенка, и для специалиста.
Важно вывести детей на высокий уровень сформированности слоговой структуры слова, так как низкий уровень будет приводить к невозможности освоить процессы чтения и письма в начальной школе. Чаще всего логопеды могут наблюдать в этом случае дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза и/или фонематическую дислексию.
Какие типы ошибок слоговой структуры встречаются у детей? К основным можно отнести:
- пропуск звуков и слогов;
- замещение субститутами;
- уподобление слогов;
- перестановку звуков и слогов;
- добавление лишних слогов;
- добавление слогообразующего гласного.
У детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. В логопедической работе именно игровые приемы и позитивный эмоциональный фон способные заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения незаметным, быстрым и эффективным.
Игровые приемы — это методы активного обучения. Они состоят из игровых действий или отдельных элементов активности малой продолжительности, которые не предусматривают поэтапность действий.
Анализ литературных источников позволил выделить игровые приемы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией. Также в списке представлены игровые приемы, разработанные автором данной статьи.
Нами выделены 55 игровых приема, которые классифицированы в две группы:
I. С опорой на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
- Измерение количества слогов в слове хлопками (ма-ши-на, хлопнули три раза);
- Называние картинки, которую спрятал логопед;
- Называние всех предметов на картинке, которую закрыл логопед;
- Назвать на картинке лишнее слово, т.е. слово, которое отличается от остальных по количеству слогов (машина, панама, кабина, муха);
- Отстукивание слогов мячом об пол и одновременное произнесение слова (па-на-ма);
- Подбрасывание шарика с одновременным проговариванием слогов (ка-би-на);
- Собирание разрезной картинки, на которой количество частей соответствует количеству слогов, называние каждого слога отдельно и слова целиком (со-ба-ка, используется разрезная картинка собаки из трех частей);
- Обыгрывание ритмического контура слова с помощью жестов;
- Деление слова на слоги с помощью прыжков на месте (све-то-фор);
- Сгибание-разгибание пальцев рук с синхронным проговариванием слогов;
- «Подъем» пальцами рук по объемной или плоскостной лестнице с одновременным проговариванием слогов;
- Проговаривание слогов с опорой на ходьбу, ребенок делает столько шагов, сколько слогов в слове (мед-ведь);
- Называние слова, после правильного произнесения которого ребенку разрешается его нарисовать, забрать и раскрасить дома. Также слова может изобразить логопед и подарить рисунки ребенку;
- Отгадывание предмета, изображаемого логопедом на глазах у ребенка;
- Найти потерянный слог с опорой на графическое изображение слогов (моко-молоко);
- Соотнесение количества слогов с цифрой на картинке;
- Составление слогов из букв разрезной азбуки;
- Составление слова из карточек- слогов;
- Исправление ошибок в неправильно составленных из слоговых карточек словах (ба-ка-со — собака);
- Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено – полено);
- Поиск на картинке и последующее называние слова с заданным слогом (слог НА находится в составе слов панама, канава);
- Произнесение слога столько раз, сколько точек на карточке;
- Нанизывание колец на стержни с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
- «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки с одновременным проговариванием цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
- Придумывание слога к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- Придумывание слов из разрезной азбуки с помощью добавления слогов к слову (точка- уточка);
- Отстукать карандашом количество слогов в слове, изображенном на картинке;
- Отстукивание количества слогов с помощью музыкальных инструментов (металлофон, барабан и др.);
- Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
- Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много с опорой на картинки (дыня- много дынь);
- Отстукивание ритма рукой по столу в такт счета логопеда; логопед меняет ритм: то убыстряет его, то замедляет;
- Замена в словах одних слогов другими по предъявленной картинке (колено-полено, нитки-тапки, кофта-муфта);
- Распределение односложных и двусложных слов на две группы с опорой на наглядный материал;
- Поиск в комнате предметов с короткими или длинными названиями. Найдя предмет, ребенок называет его;
- Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если слово произнесено правильно и топнуть, если неправильно;
- Ребенку предлагается закончить стихотворение с опорой на картинку. Например:
Доски на гору везем, будем строить новый …(дом).
- II. Без опоры на наглядность, музыкальные инструменты, движения:
- Повторение за логопедом, ребенок изображает эхо, которое должно повторить слоги или слова правильно;
- Повторение слогов и слов за игрушкой- героем занятия;
- Договаривание слов (маши… на);
- Называние слова, которое соответствует заданному количеству слогов;
- Отгадывание загадок;
- Интонационное выделение слога, произнесение слогов с разной интонацией, или силой голоса (так-ТОК-ТУК, тук? -ТАК? -ТЫК);
- Пропевание слов сопряженно с логопедом;
- Придумывание слов на заданный слог устно (ма, ко и др.);
- Придумывание слов, состоящих из одного слога (двух, трех, четырех, пяти);
- Называние первой части слова (шина-машина);
- Называние ударного и неударного слогов (слог МИ в слове пирамида);
- Определение звука или слога по беззвучной артикуляции логопеда;
- Подсчет уме количества слогов, которые произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я», са-со…);
- Проговаривание слогов наоборот (са-ас, тса-аст);
- Образование именительного падежа множественного числа с опорой на картинки (рама-рамы);
- Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова много (дыня -много дынь);
- Называние самого длинного, самого короткого слова из предложенных;
- Ребенку предлагается придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хоро-шо; ши-ши-ши-малыши…
В логопедической работе специалист может дополнять, варьировать данные игровые приемы, исходя из особенностей развития речи конкретного ребенка. Они подходят как для индивидуальной, так и для групповой форм обучения. Мы надеемся, что они также будут рекомендованы и родителям для проведения простых игр и упражнений.
Библиографический список
- Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой — М: Просвящение, 1989
- З.Е. Агранович — Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. С. П.: Детство-пресс, 2000
- А.К. Маркова — Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Р.Е. Левиной — М., 1961
- Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- С.Е. Большакова – Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: методическое пособие – М., 2007
- Н.Н. Китаева — К вопросу о нарушении звукослоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии в трудах ученых XX века. – СПб, 2000
- Т.А. Ткаченко — Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М., Издательство ГНОМ и Д, 2009
- Н.С. Четверушкина — Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006
Свежие комментарии