Автоматизация звука [Р]. «Путешествие в зоопарк»



Конспект занятия по автоматизации звука [Р]  в словах и предложениях «Путешествие в зоопарк»

Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.
Задачи:
1.       Образовательные:
—        уточнить представление ребёнка о звуке [Р].
2.       Коррекционно-развивающие:
—        развивать подвижность артикуляционного аппарата;
—        развивать фонематический слух на звук [Р];
—        развивать  фонематическое  восприятие;
—        развивать  речевое      дыхание;
—        развивать  общую и мелкую         моторику;

—        формировать      лексико-грамматические       представления;

—        автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

—   развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.
3.       Воспитательные:
—        формировать положительную мотивацию на занятии;
—        воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

—         воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;

—         воспитывать любовь к  окружающему миру.
Оборудование: предметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, ноутбук, аудио и видеозаписи.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Логопед: Ребята, мне позвонил Буратино и  сообщил о том, что сегодня  он приехал в зоопарк и не смог узнать животных, потому что  Звукоедик  съел звук в названиях этих животных.

Давайте мы с вами отправимся в зоопарк и поможем Буратино найти звук.

Но, чтобы узнать какой звук съел Звукоедик, нужно отгадать его загадки.

2. Объявление темы занятия.

Звукоедик: Ползёт наоборот задом наперёд,

Всё под водой хватает клешнёй.  (РАК)

Разноцветное коромысло над рекой повисло.  (Радуга)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)


Логопед:
Скажите, какой первый звук мы слышим в этих словах-отгадках?
Дети:  звук [Р].
Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и  вернём его в названия зверей .

 

3. Анализ артикуляции звука.

Логопед: «Но прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].

Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».

Логопед: “В каком положении зубы, губы?”

Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.

Логопед: «Какая воздушная струя?»

Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».

Логопед: “Что напоминает звучание звука «Р» ?

Дети: “Мотор”.

Логопед: “Дайте характеристику звуку «Р».

Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”

4. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.

Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем.

6. Автоматизация звука в слогах.

Логопед: Смотрите, ребята, впереди болото!

Как же нам пройти дальше? Давайте спросим у сороки.

Сорока: Чтобы не утонуть в болоте, нужно прыгать по кочкам, правильно называя слоги.

Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр

7. Развитие фонематического восприятия на звук «Р»

Логопед: Ребята, а дальше дороги нет. Давайте  выложим мостик из картинок. Сначала положим картинки, в названии которых звук «Р» стоит вначале, затем  в середине и в конце.

Дети: Выполняют задание, называют картинки.

— руль. В слове руль звук «Р» стоит в начале слова и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.

Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.

Руль – чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный;

Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;

Рубашка – льняная, красивая, прочная, вышитая;

Корзина – ивовая, плетёная, светло-коричневая;

Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;

Кролик – белый, пушистый, мягкий, длинноухий;

Помидор – спелый, сочный, красный, вкусный;

Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый;

Дети: Под музыку проходят по картинкам (мосту).

Логопед: Смотрите, ребята! Кикимора болотная загородила нам путь. Что же она хочет? Давайте узнаем.

Кикимора: ХА-ХА-ХА! Вы выйдите отсюда, если соберёте слово! Оно состоит из первых звуков в названии картинок.

— Зонт, Обруч, Овощи, Повар, Аист, Ракета, Кастрюля.

ЗООПАРК

Логопед: Вот мы и подошли к зоопарку. Буратино так обрадовался, что пустился в пляс.

8.Физкультминутка   

 Танец «Буратино»  под музыку.

9. Фонематическое восприятие

Логопед: В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть  звук [Р].

Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.

Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.

Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.

10. Ориентировка в пространстве.

Логопед: Кто из животных находится в центре?

Кто в нижнем левом углу?

Кто в левом верхнем углу?

Кто в нижнем правом углу?

Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.

11. Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)

Логопед: Ребята, в зоопарке случилась беда: рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!

Логопед: Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?

Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.

Логопед: Кто живёт во второй клетке?

 Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.

Логопед: В третьей клетке?

Дети: тигр.

Логопед: Молодцы!

12. Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р]   в словосочетаниях.

Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».

Я  называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете  картинку животного.

Хвост тигра (чей?) — …(тигриный).

Горб верблюда (чей?) — … (верблюжий)

Шея жирафа (чья?) — … (жирафья)

Зубы крокодила (чьи?) — … (крокодильи)

Голова рыси (чья?) — … (рысья)  и т.д.

Логопед: Посмотрите, какие звери все разные.

У жирафа длинная шея, значит он какой?

Дети: длинношеий жираф.

Логопед: У крокодила острые зубы

Дети: Острозубый крокодил

Логопед: У носорога толстые ноги

Дети: Толстоногий носорог

Логопед: У носорога острый рог

Дети: Остророгий носорог

Логопед: У верблюда два горба

Дети: Двугорбый верблюд

Логопед: У кенгуру сильный хвост

Дети: Сильнохвостый кенгуру

Логопед: У кенгуру есть сумка

Дети: Сумчатый кенгуру

Логопед: У леопарда длинный хвост

Дети: Длиннохвостый леопард

Логопед: У зебры есть полоски

Дети: Полосатая зебра

 

13. Определение количества слогов в слове.

Логопед: Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).

Для этого нужно рассадить их по вагончикам.

В первом вагончике  поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.

Дети: рассаживают животных.

14. Развитие памяти, внимания.

Логопед: Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.

Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете  и переворачиваете картинку.

– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)

– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)

– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)

– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)

– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)

– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)

– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)

– чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный; (руль)

Логопед: Молодцы, ребята, с вашей помощью мы прошли болото.

Ой! Опять эта кикимора загородила нам путь! Что же она хочет на этот раз?

15. Автоматизация звука [P] в предложениях.

Кикимора: ХА-ХА-ХА, я не выпущу вас из болота, и вы никогда не попадёте в детский сад, пока не исправите мои предложения.

— На розах растут клумбы.

— Мусор убирает Риту.

— Куры кормят Раю.

— Двор ходит по курам.

— Рыба поймала рыбака.

— Мотор проверяет шофёра.

— Норка роет крота.

— Из пара идёт самовар.

— Красный шарф надел Егора.

— Арбуз купил Рому.

— Торт подарил Марусю на день рождения.

— В помидорах и огурцах растут огороды.

16. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.

Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.

17. Итог занятия.

— Чему мы учились сегодня на занятии?

— правильно произносить звук «Р»;

— определять первый звук в слове;

— определять место звука «Р» в слове;

— давать описание картинкам;

— составлять предложения.
Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.

— Что вам понравилось на занятии больше всего?

18. Оценка речевой деятельности.
Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете от Буратино сладкие призы.

 

 

 

Список использованной литературы

1. Л.А. Комарова Альбом дошкольника «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, изд. ГНОМ и Д, 2011г.

 

подготовила учитель – логопед

Вячеславова Людмила Георгиевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида № 111 «Медвежонок»

Вологодского района Вологодской области 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart