Конспект подгруппового занятия по теме «Семья»
Конспект подгруппового занятия в старшей группе
(для детей с ОНР) по теме «Семья»
Коррекционно-образовательные цели:
• активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;
• совершенствовать грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк; сравнительную степень прилагательных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);
• практически использовать в речи антонимы и синонимы;
• составлять разные типы предложений;
• обучать составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие цели:
• формировать связную речь;
• совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
• стимулировать познавательные процессы;
• активизировать творческие способности детей;
• сопоставлять общую моторику и координацию речи с движением;
• улучшить эмоционально-волевую сферу.
Коррекционно-воспитательные цели:
• углубить привязанность ребенка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картина «Семья»; опорные картинки: шахматы, клубок и спицы, книга; пиктограммы, мольберт, магнитофон.
Предварительная работа: показ семейных фотоальбомов, рисование портретов папы, мамы, рисование картины «Моя семья», чтение художественной литературы: Л. Гераскина «Синий цветочек для мамы», Т. Бокова «Мама, папа, я», У. Раджаб «Мамочка», Е. Благина «Огонек», «Мамин день», «Поисдим в тишине».
Ход занятия:
1. Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи» (применяем уменьшительно-ласкательные суффиксы):
мама –
папа –
бабушка –
дедушка –
дочь –
сын –
брат –
сестра –
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы побываем в гостях в одной большой дружной семье
(показываю сюжетную картину «Семья»)
3. Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
Кто эта девочка для мамы и папы? (Для мамы и папы эта девочка – дочка.
Кто она для бабушки и дедушки?
Кто этот мальчик для мамы и папы?
Кто он для бабушки и дедушки?
Кто для девочки этот мальчик?
Кто она для мальчика?
Как вы думаете, кто самый старший (младший) в этой семье?
4. Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Я начинаю говорить предложение, а вы его продолжите и повторите целиком.
Если дедушка старше папы, то папа … (младше дедушки)
Если мама младше бабушки, то бабушка …
Если папа старше сына, то сын …
Если дочка младше мамы, то мама …
Если брат старше сестры, то сестра …
Если сестра младше брата, то брат …
5. Работа с пиктограммой.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная)
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)
Как вы думаете, почему она такая?
(Ответы детей сложноподчиненным предложением)
( Мама грустная, потому что у неё болит голова).
Как надо поступить в этом случае?
Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»
(отрабатываем вопросительную интонацию)
Надо предложить маме отдохнуть
Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).
Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)
Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.
Папочка, давай приготовим ужин.
Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.
Бабушка, давай погладим белье.
6. Динамическая пауза «Маме дружно помогаем» (под музыку)
«Маме дружно помогаем,
Сами в тазике стираем
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
Светит солнышко – ромашка,
Скоро высохнут рубашки»
7. Работа с пиктограммой.
Ребята, мама уже отдохнула. А что надо сделать, чтобы её настроение стало ещё лучше?
Надо сказать ей теплые, приятные, нежные, добрые слова.
Мы будем говорить их громко, задорно, с восклицательной интонацией.
Мамочка, я тебя очень люблю! Ты самая добрая! Ты самая красивая! Ты самая замечательная!
Давайте проверим, помогли ли ваши слова. Закройте глаза (звучит музыка, меняю пиктограмму).
Посмотрите, теперь мама какая? (Веселая, радостная, добрая, хорошая, счастливая).
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)
8. Составление предложений по опорным картинкам
Ребята, наши гости предлагают вам угадать, кто что делает в их семье? В этом вам помогут картинки.
Что делает папа? (Папа играет в шахматы с дедушкой).
Что делает мама? (Мама читает книгу).
Что делает бабушка? (Бабушка вяжет шарф).
Что делает девочка? (Девочка учит буквы)
Что делает мальчик? (Мальчик смотрит, как играют в шахматы папа и дедушка)
9. Составление рассказа
А теперь давай повторим рассказ целиком.
Рассказ «Семья».
У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.
10. Подведение итогов занятия
Оценка работы детей. Задание на дом – составить рассказ «Моя семья» по рисунку.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №2 «Россияночка»
города Смоленска
подготовила
учитель-логопед
Фролкова Татьяна Васильевна
Свежие комментарии