Сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду
Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения и образования в детском саду
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30» г. Арзамаса совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие этого факта побудило нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, Цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения следующих задач:
— создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.
— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
— осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений).
— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГТ:
— физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
— социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
— познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
— развитие речи как средства познания;
— художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГТ в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. Кроме того нами выстроена модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка. Она представляет собой следующее:
Участники педагогического процесса |
Содержание деятельности |
Формы работы |
Семья |
Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». |
Родительские собрания. Консультации. Беседы. Круглые столы. Игры- тренинги. Приглашение родителей для участия в жизни группы. Наглядная информация. Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей. |
Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ |
Формирование командного взаимодействия. Обучение действиям в определённых ситуациях. |
Деловые игры – тренинги. Консультации.
|
Педагог-психолог
|
Профилактика и консультирование. Психологическая диагностика, психологическая коррекция. Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик.
|
Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов. Беседы. Использование элементов психотерапии. Игры – тренинги. Деловые игры. Мастер – классы. |
Учитель-логопед
|
Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь. Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов. Рекомендации специалистам и воспитателям. Консультирование родителей. |
Логопедическое обследование. Индивидуальная образовательная деятельность. Консультации родителей, педагогов. |
Старшая медсестра
|
Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. |
Сезонные профилактические мероприятия. |
Музыкальный руководитель
|
Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку. Приобщение к музыкальному искусству. |
Использование элементов музыкальной, танцевальной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и учителя- логопеда. Организация совместных праздников и развлечений. |
Инструктор по физической культуре
|
Развитие физических качеств. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
|
Диагностика физического развития. Выполнение рекомендаций специалистов. Индивидуальная коррекционная работа. Организация совместных праздников и развлечений. Утренняя гимнастика. |
В организации образовательной деятельности мы учитываем:
— Диагностику индивидуальных особенностей детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;
— Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
— Организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями доступ к развитию.
— Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.; социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).
— Мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:
- Ø Повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
- Ø Положительную динамику оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения.
- Ø Создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Ø Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
- Ø Разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Ю.Г. Косолапова
Л.В. Боголюб
Е.И. Ерофеева
Свежие комментарии