Сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду



Индивидуальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения и образования в детском саду

 

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему говорят о том, что каждое образовательное учреждение пытается найти в этой области практики свои специфические подходы к её организации.

 

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому  направлению развития детей  № 30» г. Арзамаса совместно с нормально развивающими детьми, воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Наличие этого факта побудило  нас к разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, Цель которого заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.

 

Реализация цели требует решения  следующих задач:

— создание условий для всестороннего развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение таких детей в коллектив сверстников.

— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

— осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, эмоциональных нарушений).

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.

 

Основные направления работы с детьми с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГТ:

— физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;

— социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;

— познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;

— развитие речи как средства познания;

— художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.

 

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГТ в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная  образовательная деятельность (также в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. Кроме того нами выстроена модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка. Она представляет собой следующее:

Участники педагогического процесса

Содержание деятельности

Формы работы

Семья

Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья».

Родительские собрания.

Консультации.

Беседы.

Круглые  столы.

Игры- тренинги.

Приглашение родителей для участия в жизни группы.

Наглядная информация.

Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.

Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ

Формирование командного взаимодействия.

Обучение действиям в определённых ситуациях.

Деловые игры – тренинги.

Консультации.

Педагог-психолог

Профилактика и консультирование.

Психологическая диагностика, психологическая коррекция.

Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик.

Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов.

Беседы. Использование элементов психотерапии.

Игры – тренинги.

Деловые игры.

Мастер – классы.

Учитель-логопед

Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь.

Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов.

Рекомендации  специалистам и воспитателям.

Консультирование родителей.

Логопедическое обследование.

Индивидуальная образовательная деятельность.

Консультации родителей, педагогов.

Старшая медсестра

Контроль  за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей.

Сезонные профилактические мероприятия.

Музыкальный руководитель

Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку.

Приобщение к музыкальному искусству.

Использование элементов музыкальной, танцевальной  терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и учителя- логопеда.

Организация совместных праздников и развлечений.

Инструктор по физической культуре

Развитие физических качеств.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Диагностика физического развития.

Выполнение рекомендаций специалистов.

Индивидуальная коррекционная работа.

Организация совместных праздников и развлечений.

Утренняя гимнастика.

 

В организации образовательной  деятельности мы учитываем:

— Диагностику индивидуальных особенностей  детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;

— Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

— Организацию предметно-развивающей среды в соответствии с ОВЗ детей,  стиму­лирование развития самостоятельности, инициативы и активности, обеспечивающих  детям с разными возможностями доступ к развитию.

— Организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой,  конструктивной деятельности и др.;  социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для  творческого развития детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций  для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование  различных видов  деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).

— Мониторинг образовательного процесса.

 

Согласно выстроенной модели нашего плана мы ожидаем следующие результаты:

  • Ø Повышение профессионального  уровня  воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
  • Ø Положительную динамику  оздоровления детей  с ОВЗ и  успешная  их социализация  в образовательное пространство дошкольного учреждения.
  • Ø Создание единой  психологически-комфортной  образовательной  среды для детей с разными стартовыми возможностями.
  • Ø Повышение  педагогической  компетентности  родителей детей с ОВЗ.
  • Ø Разработка  методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.

 

Ю.Г. Косолапова

Л.В. Боголюб

Е.И. Ерофеева

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart