Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «Р» на тему «Зимние олимпийские игры — 2014»



Конспект

индивидуального логопедического занятия с ребенком, имеющим нарушение зрения и ОНР III уровня по автоматизации звука «Р» в слогах и словах на тему «Зимние олимпийские игры — 2014»

 Sochi-2014

Цель занятия:

Продолжать автоматизировать звук [Р]  в слогах, в словах и в предложениях по лексической теме «Зимние олимпийские игры»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать словарь по теме: «Россия» «Зимние виды спорта»
  • Совершенствовать грамматический строй речи — упражнять в образовании существительных родительного падежа мн. ч., в преобразовании названий профессий спортсменов м. р. в профессию ж. р. (лыжник — лыжница).
  • Формировать связную речь;
  • Правильно воспроизводить слоговую структуру сложных слов (сноуборд, трамплин, горнолыжник);
  • Закрепить умение подбирать прилагательные к существительному;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать фонематическое восприятие через умение определять наличие звука [Р]  в словах.
  • Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаз, умение ориентироваться на макроплоскости, развивать осязательное восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
  • Расширять кругозор ребенка.
    • Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предварительная работа:

Формирование у ребенка начальных представлений об Олимпийских играх, знакомство с историей Олимпийских игр, Олимпийской символикой. Беседы о спорте, рассматривание иллюстраций с изображением зимних видов спорта.

 

Оборудование: картинки для артикуляционной гимнастики, план-схема, факел, указка, логотип, талисманы, предметные картинки «Зимние виды спорта», маркер, картинка «Снаряди спортсмена», изображение фигуристки, подставка, грифель, контурное изображение медведя, мяч, медаль, грамота.

 

Ход занятия.

Организационный момент: введение в тему – беседа.

-Какое сейчас время года? В какие игры любят играть дети зимой? (Дети зимой любят играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах и коньках).

— Как называется наша страна? (Россия)

— Какие слова мы можем подобрать к слову Россия? Россия – какая? (большая, огромная, сильная, красивая, любимая, родная, дружная, ).

— Как называются люди, которые живут в России? (россияне)

— Кто занимается спортом? (спортсмены)

— Ты знаешь, что зимой в нашей стране будет проходить Олимпиада и спортсмены из разных стран приедут в г. Сочи на соревнования. Проведение Олимпиады — это высокая честь для нашей страны!

— Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (нужно заниматься физкультурой, закаляться, делать каждое утро зарядку).

— Давай сейчас и мы сделаем зарядку для язычка.

 

Артикуляционная гимнастика «Спортивная зарядка для язычка»

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

Хотя это нелегко, потянулся высоко.

Наклонился низко к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

А теперь язык, как мячик за зубами сверху скачет.

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал.

-Язычок наш сильный и крепкий, он подготовился к соревнованиям.

Заводим моторчик. Мы с тобой будем путешествовать по городам, понесем олимпийский огонь через всю Россию от Москвы до Сочи. Самым достойным доверено нести олимпийский огонь.

План -схема – маршрут олимпийского огня. (закреплена на магнитной доске)

— Вся Россия готовится к зимним олимпийским играм в Сочи. Вся страна участвует в эстафете олимпийского огня. Мы будем двигаться по городам, выполнять задания, продолжать учиться красиво проговаривать слова со звуком «Р».

— Мы начнем путешествовать от столицы нашей Родины.

— Назови самый главный город, столицу России. (Москва). Найди глазами — покажи на схеме указкой. Ниже Москвы расположен наш родной город.

— Как он называется? (Рязань) (следи глазами за перемещением указки) Олимпийский огонь несли и через Рязань.

Проговаривание чистоговорок на каждый город, в названии которого есть звук «Р» с одновременным прослеживанием глазами за перемещением указки.

Тра-тра-тра – Кострома

Ур-ур-ур – Мурманск

Ир-ир-ир – Киров

Ра-ра-ра – Саратов

Ро-ро-ро – Воронеж

Ар-ар-ар – Краснодар

— Мы оказались в г. Сочи. (закрепить факел). Мы донесли огонь до Сочи.

— Здесь нас встречают талисманы олимпийских игр, которые приносят удачу нашим российским спортсменам. Это белый медвежонок Полюс, зайка Стрелка, леопард Барсик (логотип г. Сочи и изображения талисманов закреплены на стенде). Они приготовили для тебя задания.

 

Первое задание:

— Назови вид спорта и отбери те картинки, в названии которых слышится звук «Р», четко проговори (сноуборд, фигурное катание, прыжки с трамплина)

 

Второе задание Игра. – «Снаряди спортсмена»

Составление предложений с опорой на картинки.

snaryadi-sportsmena

— В экипировке каждого из спортсменов не хватает какой-либо одной детали. Найди недостающий предмет и проведи линию к соответствующему спортсмену.

— Лыжнику нужны лыжные палки.

— Хоккеисту нужен шлем.

— Биатлонисту нужно ружьё. — Что делают биатлонисты? (бегут на лыжах, стреляют из ружья).

 

Физкультминутка: координация речи и движения 

Предлагаю сделать лыжную прогулку. Представим, что мы в костюме лыжника. Наденем печатки, как я. Поправим каждый пальчик (самомассаж).

«Наконец пришла зима,  (разводим руки в стороны)

Стали белыми дома,  (Складываем руки домиком над головой)

Снег на улице идёт,  (Двигаем руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт,  (Имитируем)

Мы катаемся на санках,  (Приседаем, руки вытягиваем вперёд)

Пишем на катке круги,  (Руки закладываем за спину, медленно кружимся)

Ловко бегаем на лыжах,  (Имитируем)

И играем все в снежки.  (Лепим и бросаем снежки)

Дыхательная гимнастика «Согреем носик» Упражнение «Фокус»

 

Зрительная гимнастика «Танцы на льду» развитие прослеживающей функции глаз.

-Фигуристка танцует на льду. Сними очки, следи глазами за перемещением фигуристки по спирали, голова неподвижна, работают только глаза.

— Фигуристка танцует по кругу от центра к краю.

 

Третье задание от Мишки Полюса (работа с рельефно-точечным изображением, развитие осязательного восприятия)

– Обозначь контур Медвежонка грифелем.

— Переверни листок, закрой глаза, найди пальцами голову, уши медведя, верхние лапы и нижние лапы.

 

Снятие зрительного утомления — релаксация.

-Сними очки, закрой глаза, расслабься, представь что-нибудь приятное. Пусть твои глаза отдохнут. Представь, как пушистые снежинки кружатся в морозном воздухе, опускаются тебе на ресницы. (звучит спокойная музыка).

 

Игра с Мячом. «Подскажи словечко»

Лыжным спортом занимается — лыжник, много кого? (лыжников)

Он – лыжник, а она- (кто?) – лыжница.

Фигурным катанием занимается — фигурист, много кого? (фигуристов)

Он фигурист, а она – фигуристка.

Санным спортом занимается – саночник. Много кого?

Хоккеем занимается – хоккеист. Много кого? – (хоккеистов)

Итог: Ты — молодец, справился со всеми заданиями, отчетливо проговаривал слова со звуком Р и хорошо подготовился к Олимпиаде. Ты заслужил олимпийскую медаль и грамоту за участие в подготовке к олимпиаде.

 

Учитель-логопед

 МБДОУ — Детский сад №78 «Лесовичок»

Каплан Екатерина Валерьевна

г. Рязань




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart