Динамическая афазия



Динамическая афазияИногда после перенесённого инсульта наблюдается довольно странная на первый взгляд картина речевого нарушения. Вы с удивлением замечаете, что человек может, но как будто не хочет говорить. Часто встречаются эхолалии (повтор слов или фраз, с которыми обращаются к нему окружающие), пациенты пользуются речевыми штампами, своеобразными речевыми клише. Речь таких пациентов очень бедная, замедленная, с паузами,  ответы на вопросы односложные.  Страдающие этой формой афазии часто говорят так называемым «телеграфным стилем». Звукопроизношение в таких случаях не нарушается. Однако самостоятельная речь лишена активности, инертна и невероятно скупа.

Такая форма афазии носит название динамической и появляется вследствие поражения заднелобных отделов левого полушария, находящихся кпереди от зоны Брока. Эти зоны в мозге человека отвечают за программирование речевого высказывания и речевую инициативу.

Человек имеет произносительные возможности для того, чтобы говорить, но утерял желание говорить и умение спланировать свою речь. Такое речевое планирование обычно осуществляется незаметно для нас, мы захотели что-то произнести и говорим. Но вот что бывает, если данные речевые зоны повреждаются! Теряется речевая активность, спонтанная речь нарушается, появляется речевая инертность. Если при моторной  афазии человек не может сказать желаемого, то при динамической может, но не хочет говорить.

Понимание речи может быть неполноценным, так как у пациентов быстро истощается внимание, они часто отвлекаются от собеседника на все, что может попасть в их поле зрения. Та же проблема появляется при чтении. Пациенты как бы застревают на каком-то слове или фрагменте предложения и не могут переключиться на следующие. Письмо под диктовку и списывание доступны, хотя и с искажениями, пропусками в сложных словах. А вот спонтанное письмо страдает так же, как и самостоятельная речь – его или нет совсем, или оно очень бедно и стереотипно.

При грубой степени выраженности динамической афазии речь произвольная речь практически отсутствует. Исключение составляют речевые штампы и эхолалии, когда пациент повторяет задаваемый ему вопрос или слово, обращенное к нему. Более легкая степень динамической афазии характеризуется короткими, бедными синтаксически фразами и обилием речевых штампов. Даже в легких случаях проявления динамической афазии речь достаточно бедная, стереотипная, интонационно невыразительная.

Как же помочь человеку с динамической формой афазии?

Перечислю основные направления коррекционной работы, которые помогут Вашему близкому восстановить речь при динамической афазии:

  • Прежде всего, надо помнить, что пациенты с динамической афазией нуждаются в постоянной стимуляции к занятиям. Без привязки к бытовым и эмоционально значимым  ситуациям сложно будет побудить вашего пациента включиться в диалог и выполнять речевые упражнения. Поэтому будьте изобретательны и эмоционально богаты, заражайте своего подопечного энергией, увлекайте каждый раз интересными вопросами и задачами.
  •  Первоначально  необходимо начать работу по восстановлению произвольного внимания и преодолению отсутствия речевой инициативы. Для этого предложите упражнения на концентрацию внимания, подойдет рисование, лепка, мозаика, пазлы. Предлагайте оценивать искаженные рисунки (и находить в них неправильное), то же со словами и фразами.
  • Стимулируйте употребление в диалоге простых слов, таких как «хочу», «могу», «буду», «нужно» и т.д.
  • Первоначально поощряется употреблении в речи таких общеупотребительных слов-штампов, как «кто там?», «тише», «иди сюда». Затем надо вызывать ответы на вопросы, которые содержать все меньше слов из самого вопроса (при данной афазии пациент старается использовать только слова из вопроса для своего ответа).
  • Если с данными упражнениями пациент справляется, переходим к более сложным задачам. Главное – стимулировать диалог и спонтанную речь.  Вы должны заинтересовать пациента, предложив ему эмоционально окрашенные задачи и вопросы. Просите оречевлять свои действия («Пойди на кухню и вымой тарелку. Куда ты ходил? Что ты на кухне делал?» и т.п.). Учим конструировать фразу с опорой на фишки, отдельные карточки со словами, сюжетные картинки. Просим разложить подписи под картинками. Предлагаем разложить серию сюжетных картин и озвучить происходящее на них. Смело добавляем упражнения из блока «моторная афазия» средней и легкой степени. Активно подключаем ситуативный диалог, например, «на почте», «в магазине» и т.п.
  • Важной работой при данной форме афазии является задача устранения персевераций (застреваний и повторов на звуках, словах и фрагментах текста). Для этого тренируемся в показе предметов на картинках и в окружающей среде (отдельно и сериями), предлагаем пациенту закончить фразу различными словами, подобрать несколько слов по определенной классификации (продукты, мебель и т.д.). Просим написать под диктовку (вразбивку) буквы, цифры, контрастные по звуковому наполнению и смыслу слова и фразы.
  • При легкой степени выраженности динамической афазии активно включаем задания на подбор глаголов и прилагательных. Учим наращивать фразу по сюжетной картинке, использовать различные модели фраз в спонтанной речи. Включаем ролевые беседы и диалоги, составляем речевые импровизации, поздравления, изложения и сочинения.
  • Старайтесь получить консультацию логопеда, чтобы подобрать адекватные упражнения! Важно, чтобы именно специалист сформировал программу работы.

Желаю Вам удачи и решимости преодолеть возникшие речевые проблемы. У Вас обязательно получится!




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart