Игры на развитие мышления и речи дошкольников. Часть 1. Игра «Четвертый лишний»



Игры на развитие мышления и речи дошкольников. Часть 1.

Игры на развитие мышления не только улучшают сообразительность, мыслительные процессы, память и внимание. С помощью игр на мышление очень хорошо развивать речь дошкольника!

Казалось бы, какая разница – как ответил малыш: одним словом или несколькими развернутыми фразами, или даже предложениями? Конечно, если ребенок ответил правильно одним словом – это тоже хорошо!  Но тогда мы не тренируем дошкольника в умении составлять развернутые предложения, объяснять свой выбор.

Например, играя в игру «Четвертый лишний» важно не только правильно выделить лишнюю картинку, но и объяснить – почему она не подходит.  «Лишний заяц» — так может звучать правильный, по сути, ответ. А  если попросить ребенка объяснить – почему он так ответил, скорее всего, он начнет путаться и не сможет подробнее обосновать свой выбор.

В процессе игры и совместной беседы, мягко и ненавязчиво учите ребенка подробнее оречевлять свои ответы, давайте пример таких ответов! Например: «Лишний заяц, потому что это дикое животное, заяц живет в лесу. А кошка, собака, лошадь – это домашние животные».

Или пример с иллюстрацией к этой статье.  Можно сказать: «Лишние кроссовки», а можно рассуждать вслух: «Лишние кроссовки, потому что это обувь. А шляпа, панама и шапка – головные уборы. Значит кроссовки лишние, они сюда не доходят». Согласитесь — есть разница!

В процессе ваших занятий ответы дошкольника станут подробнее, предложения более развернутыми и согласованными! А хорошо развитая связная грамотная речь очень важна для дальнейшего обучения и общения ребенка.

Как играть в игру «Четвертый лишний»

Ребенку предлагается выделить  лишнюю картинку  (одну из четырех предложенных). Важно не только определить – какая картинка лишняя, но и объяснить свой выбор. Например: «Лишняя груша, так как это фрукт. А на остальных картинках овощи». 

Игру можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно! Просто подберите картинки так, чтобы одна из четырех картинок отличалась от остальных по какому-либо признаку. Это может быть цвет, форма, принадлежность к определенной лексической категории и т.п.

Выбор может быть  и более сложными и не таким очевидным! Например: панамка, летнее платье, шорты и шуба. Тут ответ может быть двояким: «Шуба лишняя, так как панаму, платье и шорты надевают летом». Или: «Панама лишняя, так как это головной убор. А платье, шорты и шуба – одежда».

Вы можете предложить дошкольнику самому подобрать картинки и задать вам задачу выбрать лишнюю! Когда ребенок проявляет самостоятельность и загадывает задачки взрослому – он тренируется и закрепляет полученные навыки. А если вы еще и ошибетесь в ответе, ребенок будет очень рад «поймать» вас на ошибке и  поправить J. И тогда игра пройдет еще веселее и интереснее, а главное – результативнее.

Порассуждайте с ребенком – какой выбор ему кажется правильным и почему. Такие упражнения дают возможность развить речь, умение подробно и конкретно объяснить свой выбор.  Особенно, если выбор может быть вариативным – на один и тот же вопрос может быть два верных ответа! Постепенно ребенку понравится объяснять такие задачки, а значит – вы с успехом и пользой проведете свое занятие.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

Продолжение подборки игры на развитие мышления и речи читайте в статье

Игра «Нелепицы»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart