Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи по сказке «Колобок»



Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сказочного сюжета «Колобок»» 

 

Автор-составитель:

Логопед

Хромова Лилия Георгиевна

Цель:  формирование звуковой стороны речи; расширение словарного запаса за счет слов со звуком [Л]; автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях; развитие умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развитие речевого дыхания и мелкой моторики,  выразительности речи и умения передавать характер героя, внимания, памяти, мышления, творческого воображения;  воспитание самоконтроля при произношении слов со звуком [Л].

 

Оборудование:  парные картинки, логопедические пазлы к фрагменту сказки «Колобок», куклы для настольного театра к сказке «Колобок», карточки с облаками, кусочки ваты, набор фишек для составления схем.

 

                                        І. Ход занятия:

  1. Организационный момент.

— Отгадай загадку: «Круглый, румяный, на сметане мешен, на окошке стужен, он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…». (Колобок).

Какой звук я выделила голосом, произнося слово колобок? (Звук [Л]).

Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно говорить звук [Л].

Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]. (Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы – произносят звук).

Что ты знаешь о звуке [Л]? (Согласный, звонкий).

 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: Улыбка и хоботок, лопаточка, наказать непослушный язычок, вкусное варенье, чашечка, фокус, лошадка, маляр.

  1. Дыхательная гимнастика «Разгоним облака».

 Перед ребёнком лежит картинка с изображением облачного неба. На каждом облаке лежит кусочек ваты.

-Давай разгоним облака (ребёнок дует на вату, направляя воздушную струю по языку, лежащему на нижней губе).

 

                                     ІІ. Основная часть.

  1. Уточнение артикуляции звука [Л].

— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]. (Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы – произносят звук).

  1. Логопедические пазлы к сказке «Колобок». Логопедические пазлы «Колобок» можно скачать по ссылке                     https://yadi.sk/d/UCW1M_xx3MFtFQ 

Колобок принес нам лото. Надо взять карточку, выбрать такой же фрагмент на основном поле и вложитьна подходящее место. (ребёнок выполняет задание).

  1. Развитие мимики и моторики

На стол ставится игрушки Дед, Баба, Колобок.

— Сегодня мы рассказываем сказку о Колобке. Покажи, как деду хотелось есть. Какой просящий и умоляющий был у него взгляд, когда он просил бабу испечь колобок.

— Изобрази, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Что сделала баба? Вот и получился колобок!

— Что она с ним сделала? (Положила на окошко.) Колобок … лежал, лежал, скучал, а потом заснул и с подоконника … (скатился), по дороге … (покатился).

  1. Развитие просодики и речевого дыхания

— Покатился Колобок, напевая песенки: ла-ло-лы-лу, кло-кла-клу-клы. Повтори эту песенки. Какую песенку Колобка ты еще знаешь? (Я колобок-колобок, круглый бочок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…) Спой эту песенку радостным, а затем грустным голосом.

  1. Падежное управление

— Кого первым встретил Колобок? (выставляется игрушка Заяц)

— Колобок встретил с Зайцем. 

— Что ему сказал Заяц?

— Заяц сказал: «Я зайчик-побегайчик, а ты кто?

— Что ответил колобок?

— «Я Колобок, круглый бочок». 

-Что хотел сделать Зайчик?

—  съесть Колобка

—  О чем попросил Колобок Зайца?

-«Не ешь меня, пожалуйста. Лучше послушай мою песенку:

Я колобок-колобок, круглый бочок,

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл

И от тебя Зайчик уйду…»

  1. Согласование существительных с числительными

— Как ты думаешь, укатился Колобок от Зайца?

— Укатился!

— Укатился, но сначала поиграл с ним в игру (Игра «Веселый счет»)

Зайка не умеет считать. Сейчас мы будем Зайца учить считать. Я буду называть один предмет, а ты столько, сколько нарисовано. (Одно яблоко – пять яблок, одна балалайка – две балалайки, одна белка— пять белок, один жёлудь – шесть желудей…)

— Кого вторым встретил Колобок (выставляется игрушка Волк)

— Колобок встретил… (Волка). 

— Что ему сказал Волк?

— Волк сказал: «Я Волк, зубами щёлк. А ты кто?»

— Что ответил колобок?

— «Я Колобок, круглый бочок». 

— Что хотел сделать Волк?

—  съесть Колобка

—  О чем попросил Колобок Волка?

— «Не ешь меня, пожалуйста. Лучше послушай мою песенку:

Я колобок-колобок, круглый бочок,

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл

И от тебя Волк уйду…

— Как ты думаешь, укатился Колобок от Волка?

— Укатился!

— Укатился, но не сразу. Волк сказал, что не съест Колобка, а отпустит его, если ты выполнишь его задания.

           7. Звуко-слоговой анализ и синтез

             Задания даются от имени Волка.

-Объясни, что общего в словах слон, лось, волк? (В этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один слог.) Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы.

   Показывается звуковая схема слов волк и слон.

-Угадай названия птиц по переставленным слогам лубь-го, ка-бел, вей-со-ло. (Голубь, белка, соловей.)

— Молодец, ты помог Колобку справится с заданием. Волк отпустил Колобка, и он покатился дальше.

 

          8. Согласование существительных с прилагательными

               (Игра «Скажи какой? какая? какое? какие?»)

— Кого еще встретил Колобок? (выставляется игрушка Медведь )                            

— Колобок встретил Медведя                                                                           

— Что ты можешь сказать о Медведе? Он какой?                                                     

 — Косолапый, толстый, неуклюжий, голодный. 

— Что хотел сделать Медведь?

— Съесть Колобка, но Колобок и Медведю запел свою песенку:

Я колобок-колобок, круглый бочок,

Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, я от волка ушёл

И от тебя медведь уйду!

— Укатился Колобок от Медведя?

—  Укатился! 

— Укатился, но не сразу. Медведь тоже попросил помочь ему в подборе слов-признаков предметов. Давай придумаем слова-признаки. Я буду называть слово, а ты говорить какой, какая, какое или какие эти предметы.  (Волк — голодный волк, злой волк; облака — белые облака, воздушные облака, яблоко — круглое яблоко, спелое яблоко, сладкое яблоко;  колобок — веселый колобок, круглый колобок).

— Кого ещё встретил Колобок в лесу (выставляется игрушка Лиса)

— Колобок встретил Лису.

— Какая Лиса?

— Рыжая и хитрая.

— Что сделала Лиса?

— Съела Колобка

— Как ей это удалось?

— Лиса его перехитрила, попросила залезть к ней на нос и спеть песенку, а сама его съела.

9. Автоматизация звука в стихах и потешках

— Давай придумаем другой конец в этой сказке. Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи со звуком Л. Тогда Лиса его не станет есть и отпустит, а Колобок покатится дальше, встретит других лесных животных, о которых мы поговорим на следующем занятии.

 

Заяц белый, заяц белый!                             

 -Ты куда за лыком бегал?                             

Заяц белый отвечал:                                    

— Я не бегал, я скакал!                                  

Дятел на дубу сидит.

Дятел клювом дуб долбит.

День долбил, два долбил —

В небо носом угодил.

 

10. Итог занятия:

— Какой звук ты сегодня учился говорить? (Звук [Л]). Герои какой сказки помогали нам сегодня на занятии? (Колобок) Ты сегодня хорошо потрудился, молодец.

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart