Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи по сказке «Колобок»
Конспект индивидуального коррекционного логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в связной речи на основе сказочного сюжета «Колобок»»
Автор-составитель:
Логопед
Хромова Лилия Георгиевна
Цель: формирование звуковой стороны речи; расширение словарного запаса за счет слов со звуком [Л]; автоматизация звука [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях; развитие умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, развитие речевого дыхания и мелкой моторики, выразительности речи и умения передавать характер героя, внимания, памяти, мышления, творческого воображения; воспитание самоконтроля при произношении слов со звуком [Л].
Оборудование: парные картинки, логопедические пазлы к фрагменту сказки «Колобок», куклы для настольного театра к сказке «Колобок», карточки с облаками, кусочки ваты, набор фишек для составления схем.
І. Ход занятия:
- Организационный момент.
— Отгадай загадку: «Круглый, румяный, на сметане мешен, на окошке стужен, он от бабушки ушел, он от дедушки ушел…». (Колобок).
— Какой звук я выделила голосом, произнося слово колобок? (Звук [Л]).
— Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно говорить звук [Л].
— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]. (Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы – произносят звук).
— Что ты знаешь о звуке [Л]? (Согласный, звонкий).
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения: Улыбка и хоботок, лопаточка, наказать непослушный язычок, вкусное варенье, чашечка, фокус, лошадка, маляр.
- Дыхательная гимнастика «Разгоним облака».
Перед ребёнком лежит картинка с изображением облачного неба. На каждом облаке лежит кусочек ваты.
-Давай разгоним облака (ребёнок дует на вату, направляя воздушную струю по языку, лежащему на нижней губе).
ІІ. Основная часть.
- Уточнение артикуляции звука [Л].
— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]. (Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы – произносят звук).
- Логопедические пазлы к сказке «Колобок». Логопедические пазлы «Колобок» можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/UCW1M_xx3MFtFQ
— Колобок принес нам лото. Надо взять карточку, выбрать такой же фрагмент на основном поле и вложитьна подходящее место. (ребёнок выполняет задание).
- Развитие мимики и моторики
На стол ставится игрушки Дед, Баба, Колобок.
— Сегодня мы рассказываем сказку о Колобке. Покажи, как деду хотелось есть. Какой просящий и умоляющий был у него взгляд, когда он просил бабу испечь колобок.
— Изобрази, как баба по амбару помела, по сусеку поскребла, как месила тесто, лепила колобка. Что сделала баба? Вот и получился колобок!
— Что она с ним сделала? (Положила на окошко.) Колобок … лежал, лежал, скучал, а потом заснул и с подоконника … (скатился), по дороге … (покатился).
- Развитие просодики и речевого дыхания
— Покатился Колобок, напевая песенки: ла-ло-лы-лу, кло-кла-клу-клы. Повтори эту песенки. Какую песенку Колобка ты еще знаешь? (Я колобок-колобок, круглый бочок, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…) Спой эту песенку радостным, а затем грустным голосом.
- Падежное управление
— Кого первым встретил Колобок? (выставляется игрушка Заяц)
— Колобок встретил с Зайцем.
— Что ему сказал Заяц?
— Заяц сказал: «Я зайчик-побегайчик, а ты кто?
— Что ответил колобок?
— «Я Колобок, круглый бочок».
-Что хотел сделать Зайчик?
— съесть Колобка
— О чем попросил Колобок Зайца?
-«Не ешь меня, пожалуйста. Лучше послушай мою песенку:
Я колобок-колобок, круглый бочок,
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл
И от тебя Зайчик уйду…»
- Согласование существительных с числительными
— Как ты думаешь, укатился Колобок от Зайца?
— Укатился!
— Укатился, но сначала поиграл с ним в игру (Игра «Веселый счет»)
Зайка не умеет считать. Сейчас мы будем Зайца учить считать. Я буду называть один предмет, а ты столько, сколько нарисовано. (Одно яблоко – пять яблок, одна балалайка – две балалайки, одна белка— пять белок, один жёлудь – шесть желудей…)
— Кого вторым встретил Колобок (выставляется игрушка Волк)
— Колобок встретил… (Волка).
— Что ему сказал Волк?
— Волк сказал: «Я Волк, зубами щёлк. А ты кто?»
— Что ответил колобок?
— «Я Колобок, круглый бочок».
— Что хотел сделать Волк?
— съесть Колобка
— О чем попросил Колобок Волка?
— «Не ешь меня, пожалуйста. Лучше послушай мою песенку:
Я колобок-колобок, круглый бочок,
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл
И от тебя Волк уйду…
— Как ты думаешь, укатился Колобок от Волка?
— Укатился!
— Укатился, но не сразу. Волк сказал, что не съест Колобка, а отпустит его, если ты выполнишь его задания.
7. Звуко-слоговой анализ и синтез
Задания даются от имени Волка.
-Объясни, что общего в словах слон, лось, волк? (В этих словах есть согласный звук [л], есть гласный звук [о], в словах один слог.) Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы.
Показывается звуковая схема слов волк и слон.
-Угадай названия птиц по переставленным слогам лубь-го, ка-бел, вей-со-ло. (Голубь, белка, соловей.)
— Молодец, ты помог Колобку справится с заданием. Волк отпустил Колобка, и он покатился дальше.
8. Согласование существительных с прилагательными
(Игра «Скажи какой? какая? какое? какие?»)
— Кого еще встретил Колобок? (выставляется игрушка Медведь )
— Колобок встретил Медведя
— Что ты можешь сказать о Медведе? Он какой?
— Косолапый, толстый, неуклюжий, голодный.
— Что хотел сделать Медведь?
— Съесть Колобка, но Колобок и Медведю запел свою песенку:
Я колобок-колобок, круглый бочок,
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, я от волка ушёл
И от тебя медведь уйду!
— Укатился Колобок от Медведя?
— Укатился!
— Укатился, но не сразу. Медведь тоже попросил помочь ему в подборе слов-признаков предметов. Давай придумаем слова-признаки. Я буду называть слово, а ты говорить какой, какая, какое или какие эти предметы. (Волк — голодный волк, злой волк; облака — белые облака, воздушные облака, яблоко — круглое яблоко, спелое яблоко, сладкое яблоко; колобок — веселый колобок, круглый колобок).
— Кого ещё встретил Колобок в лесу (выставляется игрушка Лиса)
— Колобок встретил Лису.
— Какая Лиса?
— Рыжая и хитрая.
— Что сделала Лиса?
— Съела Колобка
— Как ей это удалось?
— Лиса его перехитрила, попросила залезть к ней на нос и спеть песенку, а сама его съела.
9. Автоматизация звука в стихах и потешках
— Давай придумаем другой конец в этой сказке. Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи со звуком Л. Тогда Лиса его не станет есть и отпустит, а Колобок покатится дальше, встретит других лесных животных, о которых мы поговорим на следующем занятии.
Заяц белый, заяц белый!
-Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
— Я не бегал, я скакал!
Дятел на дубу сидит.
Дятел клювом дуб долбит.
День долбил, два долбил —
В небо носом угодил.
10. Итог занятия:
— Какой звук ты сегодня учился говорить? (Звук [Л]). Герои какой сказки помогали нам сегодня на занятии? (Колобок) Ты сегодня хорошо потрудился, молодец.
Свежие комментарии