Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р-Р`], буква Р»



Конспект  логопедического занятия  в подготовительной группе на тему:

«Звуки [Р-Р`], буква Р»

 

Составитель:

учитель-логопед

Вокина Анна Александровна,

 

Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.

Задачи:

1) образовательные:

– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;

– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];

– совершенствовать умение определять место звука в слове;

– формировать навыки звукового анализа слов;

– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;

– совершенствовать навык чтения;

2) коррекционно-развивающие:

– развивать фонематический слух;

– развивать мышление;

– развивать произвольное внимание;

– развивать память;

– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;

– способствовать развитию воображения;

3) воспитательные:

– воспитывать у детей интерес к различным профессиям;

– воспитывать умение работать сообща;

– воспитывать умение слушать друг друга.

 

Оборудование: карта города профессий, схема для характеристики звуков, наборы для составления звуковой схемы слова, игрушки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Кар-Карыч», две тарелки (синяя и зеленая), продукты  (помидор, огурец, перец, репка, редис,  рис, картошка, морковка, рыба, сыр), кисточки, краски, рисунок «Автопортрет Бараша», буквы из ткани, коробка с пуговицами, катушки ниток, ножницы, игрушечная касса, игрушки (робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, кубик Рубика, пират, рыба, труба), карточки для чтения.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

– Ребята, вам прислали приглашение. Давайте посмотрим. (Логопед разворачивает приглашение.)

– Смотрите, здесь какая-то карта? Интересно, кто приглашает нас в гости?  (Ответы детей)

– Смешарики приглашают нас в город профессий. Вам интересно узнать, какие профессии они себе выбрали?

  1. II. Актуализация опорных знаний

 

1) Выделение звуков [Р-Р`] из слов. Сравнительная характеристика

– Давайте сначала вспомним, какими еще словами можно назвать профессию? (Дело, специальность, ремесло.)

– Молодцы! Какой второй звук в слове «профессия»? (В слове «профессия» второй звук [Р].)

– Давайте вспомним характеристику звука [Р]. (Звук [Р] согласный, твердый, звонкий).

– Как мы обозначим звук [Р]? (Синим квадратом с колокольчиком.)

– Какой первый звук в слове «ремесло»? (В слове «ремесло» первый звук [Р`].)

– Дайте характеристику звука [Р`], выберите обозначение (Звук [Р`] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.)

– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)

– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)

 

2) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах

– Чтобы попасть в город  профессий,  не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть  вам слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]):

Ра-ря.

Ро-рё.

Ру-рю.

Рэ-ре.

Ры-ри.

Логопед называет каждому ребенку по 3–4 разных слога.

 

III. Основная часть

1) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах

Логопед обращает внимание детей на карту.

– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас в городе профессий? (Первый нас встретит Крош).

Дети вместе с логопедом подходят к столику, за которым сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, репа, морковка, картошка, редис, рис, перец, рыба, сыр).

– Какая профессия понравилась Крошу? (Крошу понравилась профессия повара).

– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положите в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую.

Дети  берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.

 

2) Определение места звуков [Р-Р`] в словах (устно)

– Молодцы! Все правильно сделали. А теперь давайте расскажем Крошу, в каких словах звук [Р`]  находится в начале слова?

Назовите продукты, в названии которых звук [Р`] спрятался в середине слова.

В каких словах звук [Р]  мы слышим в начале слова, в середине слова? Назовите слова, в которых звук [Р] самый последний.

 

3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы

– Ребята, давайте узнаем, какие профессии выбрали другие Смешарики? Кого мы теперь будем искать?

Дети смотрят на карту. ( Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит с красками и кистью.

– Какую профессию выбрал Бараш? (Бараш выбрал профессию художника.)

– Посмотрите, что он нарисовал? (Он нарисовал себя.)

– Да, он нарисовал свой портрет, это Бараш. Давайте составим звуковую схему слова «Бараш».

Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.

– Назовите первый звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Какой второй звук в слове «Бараш».

– Как мы его обозначим?

– Назовите третий звук в слове «Бараш».

– Выберите для него обозначение.

– Какой следующий звук в слове «Бараш»?

– Как его нужно обозначить?

– Какой последний звук в слове «Бараш»?

– Как мы его обозначим?

– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?

– Назовите их по порядку.

– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.

– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?

 

4) Физкультминутка

– Ребята, Бараш любит не только рисовать, но еще ему нравится сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.

Мы шагаем, как Совунья,

Приседаем мы, как Пин,

Наклоняемся, как Ёжик,

Вместе с Крошем мы бежим,

Пудрим носики, как Нюша,

Мы с Лосяшем вдаль глядим,

Роем грядки, как Копатыч,

А с Кар-Карычем летим!

 

5) Соотнесение звуков с буквой

Дети с логопедом передвигаются с помощью карты дальше и встречают Нюшу. Около Нюши разложены нитки, ножницы, кусочки ткани и сшитые из ткани буквы.

– Вы догадались, кем захотела стать Нюша? (Нюша захотела стать портнихой.)

– Что Нюша сшила? (Нюша сшила буквы.)

– Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)

– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)

– Найдите эту букву.

Дети находят букву Р среди других сшитых из ткани букв.

 

6) Анализ графического изображения буквы Р

– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)

– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)

– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)

 

7) Конструирование буквы Р из пуговиц

Логопед берет коробочку и, не открывая ее, трясет. Дети слышат стук пуговиц, но не видят их.

– Интересно, что лежит в этой коробочке, как вы думаете? (Ответы детей.)

– Здесь лежат пуговицы. Давайте сядем за парты и составим из этих пуговиц букву Р.

 

8) Чтение обратных и прямых слогов с буквой Р

9) Чтение слов с буквой Р

Дети подходят к последнему столику, за которым сидит Кар-Карыч.  Рядом с ним касса, а на полке расставлены разные игрушки.

– Кем решил стать Кар-Карыч? (Кар-Карыч решил стать продавцом.)

– А что он будет продавать? (Он будет продавать игрушки.)

– Давайте поможем Кар-Карычу  прикрепить к игрушкам таблички с их названием. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.

Дети по одному читают слова, напечатанные на карточках, и прикрепляют каждую карточку к нужной игрушке. Слова для чтения: робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, пират, рыба,
Бараш, труба.

 

  1. IV. Заключительная часть

1) Подведение итогов

– Где мы сегодня были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Какие звуки учились различать?

 

2) Организованное окончание занятия




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart