Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р-Р`], буква Р»
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему:
«Звуки [Р-Р`], буква Р»
Составитель:
учитель-логопед
Вокина Анна Александровна,
Цель: дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах и словах.
Задачи:
1) образовательные:
– упражнять детей в дифференциации звуков [Р-Р`] в слогах и словах;
– закрепить умение давать сравнительную характеристику звуков [Р-Р`];
– совершенствовать умение определять место звука в слове;
– формировать навыки звукового анализа слов;
– дифференцировать понятия «звук» – «буква»;
– совершенствовать навык чтения;
2) коррекционно-развивающие:
– развивать фонематический слух;
– развивать мышление;
– развивать произвольное внимание;
– развивать память;
– способствовать развитию оптико-пространственных ориентировок;
– способствовать развитию воображения;
3) воспитательные:
– воспитывать у детей интерес к различным профессиям;
– воспитывать умение работать сообща;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: карта города профессий, схема для характеристики звуков, наборы для составления звуковой схемы слова, игрушки «Крош», «Бараш», «Нюша», «Кар-Карыч», две тарелки (синяя и зеленая), продукты (помидор, огурец, перец, репка, редис, рис, картошка, морковка, рыба, сыр), кисточки, краски, рисунок «Автопортрет Бараша», буквы из ткани, коробка с пуговицами, катушки ниток, ножницы, игрушечная касса, игрушки (робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, кубик Рубика, пират, рыба, труба), карточки для чтения.
Ход занятия:
- Организационный момент
– Ребята, вам прислали приглашение. Давайте посмотрим. (Логопед разворачивает приглашение.)
– Смотрите, здесь какая-то карта? Интересно, кто приглашает нас в гости? (Ответы детей)
– Смешарики приглашают нас в город профессий. Вам интересно узнать, какие профессии они себе выбрали?
- II. Актуализация опорных знаний
1) Выделение звуков [Р-Р`] из слов. Сравнительная характеристика
– Давайте сначала вспомним, какими еще словами можно назвать профессию? (Дело, специальность, ремесло.)
– Молодцы! Какой второй звук в слове «профессия»? (В слове «профессия» второй звук [Р].)
– Давайте вспомним характеристику звука [Р]. (Звук [Р] согласный, твердый, звонкий).
– Как мы обозначим звук [Р]? (Синим квадратом с колокольчиком.)
– Какой первый звук в слове «ремесло»? (В слове «ремесло» первый звук [Р`].)
– Дайте характеристику звука [Р`], выберите обозначение (Звук [Р`] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратом с колокольчиком.)
– Чем похожи звуки [Р] и [Р`]? (Они оба согласные и звонкие.)
– А чем они отличаются? (Звук [Р] – твердый, а звук [Р`] – мягкий.)
2) Игра «Наоборот». Дифференциация звуков [Р-Р`] в слогах
– Чтобы попасть в город профессий, не нужно покупать билет, а нужно поиграть в игру «Наоборот». Я буду называть вам слоги с твердым звуком [Р], а вы называйте мне слоги с мягким звуком [Р`]):
Ра-ря.
Ро-рё.
Ру-рю.
Рэ-ре.
Ры-ри.
Логопед называет каждому ребенку по 3–4 разных слога.
III. Основная часть
1) Дифференциация звуков [Р-Р`] в словах
Логопед обращает внимание детей на карту.
– Ребята, догадайтесь, кто первый встретит нас в городе профессий? (Первый нас встретит Крош).
Дети вместе с логопедом подходят к столику, за которым сидит Крош. Вокруг него разложена разная посуда и продукты (помидор, огурец, репа, морковка, картошка, редис, рис, перец, рыба, сыр).
– Какая профессия понравилась Крошу? (Крошу понравилась профессия повара).
– Давайте мы ему поможем разложить продукты в две миски. Если в слове есть твердый звук [Р], то этот продукт положите в синюю миску, а если в слове есть мягкий звук [Р`], то – в зеленую.
Дети берут по одному продукту, называют его, четко произнося звук [Р] или [Р`], и кладут в соответствующую миску.
2) Определение места звуков [Р-Р`] в словах (устно)
– Молодцы! Все правильно сделали. А теперь давайте расскажем Крошу, в каких словах звук [Р`] находится в начале слова?
Назовите продукты, в названии которых звук [Р`] спрятался в середине слова.
В каких словах звук [Р] мы слышим в начале слова, в середине слова? Назовите слова, в которых звук [Р] самый последний.
3) Звуковой анализ слова «Бараш» с составлением звуковой схемы
– Ребята, давайте узнаем, какие профессии выбрали другие Смешарики? Кого мы теперь будем искать?
Дети смотрят на карту. ( Мы будем искать Бараша.) Дети находят в группе Бараша, который сидит с красками и кистью.
– Какую профессию выбрал Бараш? (Бараш выбрал профессию художника.)
– Посмотрите, что он нарисовал? (Он нарисовал себя.)
– Да, он нарисовал свой портрет, это Бараш. Давайте составим звуковую схему слова «Бараш».
Дети садятся за парты, один ребенок работает у доски.
– Назовите первый звук в слове «Бараш».
– Как мы его обозначим?
– Какой второй звук в слове «Бараш».
– Как мы его обозначим?
– Назовите третий звук в слове «Бараш».
– Выберите для него обозначение.
– Какой следующий звук в слове «Бараш»?
– Как его нужно обозначить?
– Какой последний звук в слове «Бараш»?
– Как мы его обозначим?
– Сколько всего звуков в слове «Бараш»?
– Назовите их по порядку.
– Сколько в слове «Бараш» гласных звуков? Назовите их.
– Сколько в этом слове согласных звуков? Какие?
4) Физкультминутка
– Ребята, Бараш любит не только рисовать, но еще ему нравится сочинять стихи. И он специально для вас сочинил веселую зарядку про Смешариков. Давайте встанем в круг.
Мы шагаем, как Совунья,
Приседаем мы, как Пин,
Наклоняемся, как Ёжик,
Вместе с Крошем мы бежим,
Пудрим носики, как Нюша,
Мы с Лосяшем вдаль глядим,
Роем грядки, как Копатыч,
А с Кар-Карычем летим!
5) Соотнесение звуков с буквой
Дети с логопедом передвигаются с помощью карты дальше и встречают Нюшу. Около Нюши разложены нитки, ножницы, кусочки ткани и сшитые из ткани буквы.
– Вы догадались, кем захотела стать Нюша? (Нюша захотела стать портнихой.)
– Что Нюша сшила? (Нюша сшила буквы.)
– Как вы догадались, что это буквы, а не звуки? (Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.)
– Давайте вспомним, какой буквой обозначаются звуки [Р] и [Р`]? (Звуки [Р] и [Р`] обозначаются буквой Р.)
– Найдите эту букву.
Дети находят букву Р среди других сшитых из ткани букв.
6) Анализ графического изображения буквы Р
– Из скольких частей состоит буква Р? (Буква Р состоит из двух частей: палочки и полукруга.)
– В какую сторону пишется буква Р? (Буква Р пишется вправо.)
– На что похожа буква Р? (Ответы детей.)
7) Конструирование буквы Р из пуговиц
Логопед берет коробочку и, не открывая ее, трясет. Дети слышат стук пуговиц, но не видят их.
– Интересно, что лежит в этой коробочке, как вы думаете? (Ответы детей.)
– Здесь лежат пуговицы. Давайте сядем за парты и составим из этих пуговиц букву Р.
8) Чтение обратных и прямых слогов с буквой Р
9) Чтение слов с буквой Р
Дети подходят к последнему столику, за которым сидит Кар-Карыч. Рядом с ним касса, а на полке расставлены разные игрушки.
– Кем решил стать Кар-Карыч? (Кар-Карыч решил стать продавцом.)
– А что он будет продавать? (Он будет продавать игрушки.)
– Давайте поможем Кар-Карычу прикрепить к игрушкам таблички с их названием. Для этого нужно правильно прочитать слова на карточках.
Дети по одному читают слова, напечатанные на карточках, и прикрепляют каждую карточку к нужной игрушке. Слова для чтения: робот, Барби, шары, Буратино, барабан, парусник, пират, рыба,
Бараш, труба.
- IV. Заключительная часть
1) Подведение итогов
– Где мы сегодня были?
– Что вам больше всего понравилось?
– Какие звуки учились различать?
2) Организованное окончание занятия
Свежие комментарии