Методичка для логопедов. Часть 10. Восстановление голоса при порезах и параличах гортани



Методичка для логопедов. Часть 10. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани

 

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми.Часть 9.
Восстановление  голоса при частичной резекции  гортани»

 

 

Составитель:
член Национальной ассоциации нейрореабилитологов

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской
Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г. Уфы 

Фаткуллина Л.К.

 

 

Восстановление  голоса при парезах (параличах) гортани

 

Упражнения 1 — «Дутье в губную гармошку». Для выполнения этого упражнения рекомендуется сесть на стул, прислониться к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть, ступни прижать к полу. В таком положении дуть в губную гармошку, поднеся ее вплотную к губам. Дуть медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте.

 

Упражнение 2 — Голосовые упражнения. Упражнения начинают с произнесения звука м. Выбор этого звука для самой первой попытки вызвать звук объясняется не простотой его артикуляции. Иногда это упражнение приходится выполнять около двух недель и только тогда удается получить звучные прорывы голоса. По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, громким.

 

Упражнение 3 — Как только больной  без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После длительного м слитно с ним произносится кратко звук а при резком опускании нижней челюсти: ма, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками: ма, мо, му, мэ, мы. В процессе тренировки достигается нормальная фонация всех сочетаний. Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной: ма, мо, му, мэ, мы.

Однако предпочтение в длительности отдается звуку м, который произносится более длительно, чем главный. После закрепления кинестезий голосоведения аналогичные упражнения проводятся со всеми звонкими согласными звуками.

 

Упражнение 4 — Следующим моментом в ходе  занятий является произнесение пар слогов.

 

ма-ма на- -на ла-ла ва- -ва ба-ба да-да за-за жа- -жа
ма-мо на- -но ла-ло ва- -во ба-бо да-до за-зо жа- -жб
ма-му на- -ну ла-лу ва- -ву ба-бу да-ду за-зу жа- -ку
ма-мэ на- -нэ ла-лэ ва -вэ ба-бэ да-дэ за-зэ жа -же
ма-мы на- -ны ла-лы ва -вы ба-бы да-ды за-зы жа- -жй

 

Произносятся слоги с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения, затем два и три слога при перемещении ударений.

 

После образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять па одном выдохе.

 

а о У э ы
ао оа уа эа ыа
аУ оу УО эо ыо
аэ оэ уэ эу ыу
аы оы уы эы ыэ
аоу оау уао эао ыао
аоэ оаэ уаэ эау ыау
аоы оаы уаы эаы ыаэ
аоуэ оауэ уаоэ эаоу ыаоу
аоуы оауы уаоы эаоы ыаоэ
аоуэы оауэы уаоэы эаоуы ыаоуэ

 

Звуковые и слоговые сочетания произносятся сначала отраженно за логопедом, с «голоса», затем спонтанно. Данный этап занятий можно считать законченным, если задания выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

 

Упражнение 5 — По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается закрепление навыка правильного голосоведения в словах.

Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы.

магма молот мудрый мелко мыс
мазь молча муж мебель мыши
мак мопс музыка мебельщик мыза
маковый мокнуть мужество медик мысль
май можно мумия медь мыслить
майский мода мусор мера мыкать
магия модно муфта мелочь
магний мойщик мутный месяц мыто
майка модуль мучить место мытарь
маклер молвить мускул метод мызгать
манго море муза метр мышца
мания морфий мул метко мыльница

 

Упражнение 6 — Далее можно приступать к фразовой речи. Первоначально это вопросо-ответная речь. Логопед — афазиолог задает вопросы из повседневной жизни, например: «Как вы себя чувствуете? Какая сегодня погода?» и т. д. Ответы на подобные вопросы не отвлекают своим содержанием от контроля за голосоведением, однако требуют большего внимания к своей речи, нежели при произнесении звуковых сочетаний и отдельных слогов.

 

Упражнение 7 — С началом тренировок в вопросо — ответной речи осуществляется постепенный переход на правильное голосоведение в быту.

В этот же период предлагается чтение хорошо знакомых стихотворений («Бородино», «Парус», «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова; отрывки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и др.). Потом берутся для тренировки любые малознакомые стихотворения и отрывки прозы по выбору логопеда или самого больного.

Речевой материал подбирается не по фонетическому или лексическому признаку, а с учетом интересов и вкусов больных, эмоционального воздействия текста.

 

 

Продолжение методического пособия  читайте в статье
Методичка для логопедов, работающих со взрослыми Часть 11.
«Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart