Методичка для логопедов. Часть 10. Восстановление голоса при порезах и параличах гортани
Методичка для логопедов. Часть 10. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани
Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми.Часть 9.
Восстановление голоса при частичной резекции гортани»
Составитель:
член Национальной ассоциации нейрореабилитологов
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской
Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г. Уфы
Фаткуллина Л.К.
Восстановление голоса при парезах (параличах) гортани
Упражнения 1 — «Дутье в губную гармошку». Для выполнения этого упражнения рекомендуется сесть на стул, прислониться к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть, ступни прижать к полу. В таком положении дуть в губную гармошку, поднеся ее вплотную к губам. Дуть медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте.
Упражнение 2 — Голосовые упражнения. Упражнения начинают с произнесения звука м. Выбор этого звука для самой первой попытки вызвать звук объясняется не простотой его артикуляции. Иногда это упражнение приходится выполнять около двух недель и только тогда удается получить звучные прорывы голоса. По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, громким.
Упражнение 3 — Как только больной без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После длительного м слитно с ним произносится кратко звук а при резком опускании нижней челюсти: ма, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками: ма, мо, му, мэ, мы. В процессе тренировки достигается нормальная фонация всех сочетаний. Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной: ма, мо, му, мэ, мы.
Однако предпочтение в длительности отдается звуку м, который произносится более длительно, чем главный. После закрепления кинестезий голосоведения аналогичные упражнения проводятся со всеми звонкими согласными звуками.
Упражнение 4 — Следующим моментом в ходе занятий является произнесение пар слогов.
ма-ма | на- | -на | ла-ла | ва- | -ва | ба-ба | да-да | за-за | жа- | -жа |
ма-мо | на- | -но | ла-ло | ва- | -во | ба-бо | да-до | за-зо | жа- | -жб |
ма-му | на- | -ну | ла-лу | ва- | -ву | ба-бу | да-ду | за-зу | жа- | -ку |
ма-мэ | на- | -нэ | ла-лэ | ва | -вэ | ба-бэ | да-дэ | за-зэ | жа | -же |
ма-мы | на- | -ны | ла-лы | ва | -вы | ба-бы | да-ды | за-зы | жа- | -жй |
Произносятся слоги с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения, затем два и три слога при перемещении ударений.
После образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять па одном выдохе.
а | о | У | э | ы |
ао | оа | уа | эа | ыа |
аУ | оу | УО | эо | ыо |
аэ | оэ | уэ | эу | ыу |
аы | оы | уы | эы | ыэ |
аоу | оау | уао | эао | ыао |
аоэ | оаэ | уаэ | эау | ыау |
аоы | оаы | уаы | эаы | ыаэ |
аоуэ | оауэ | уаоэ | эаоу | ыаоу |
аоуы | оауы | уаоы | эаоы | ыаоэ |
аоуэы | оауэы | уаоэы | эаоуы | ыаоуэ |
Звуковые и слоговые сочетания произносятся сначала отраженно за логопедом, с «голоса», затем спонтанно. Данный этап занятий можно считать законченным, если задания выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.
Упражнение 5 — По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается закрепление навыка правильного голосоведения в словах.
Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы.
магма | молот | мудрый | мелко | мыс |
мазь | молча | муж | мебель | мыши |
мак | мопс | музыка | мебельщик | мыза |
маковый | мокнуть | мужество | медик | мысль |
май | можно | мумия | медь | мыслить |
майский | мода | мусор | мера | мыкать |
магия | модно | муфта | мелочь | |
магний | мойщик | мутный | месяц | мыто |
майка | модуль | мучить | место | мытарь |
маклер | молвить | мускул | метод | мызгать |
манго | море | муза | метр | мышца |
мания | морфий | мул | метко | мыльница |
Упражнение 6 — Далее можно приступать к фразовой речи. Первоначально это вопросо-ответная речь. Логопед — афазиолог задает вопросы из повседневной жизни, например: «Как вы себя чувствуете? Какая сегодня погода?» и т. д. Ответы на подобные вопросы не отвлекают своим содержанием от контроля за голосоведением, однако требуют большего внимания к своей речи, нежели при произнесении звуковых сочетаний и отдельных слогов.
Упражнение 7 — С началом тренировок в вопросо — ответной речи осуществляется постепенный переход на правильное голосоведение в быту.
В этот же период предлагается чтение хорошо знакомых стихотворений («Бородино», «Парус», «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова; отрывки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и др.). Потом берутся для тренировки любые малознакомые стихотворения и отрывки прозы по выбору логопеда или самого больного.
Речевой материал подбирается не по фонетическому или лексическому признаку, а с учетом интересов и вкусов больных, эмоционального воздействия текста.
Продолжение методического пособия читайте в статье
Методичка для логопедов, работающих со взрослыми Часть 11.
«Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва»
Свежие комментарии