Методичка для логопедов. Часть 8. Восстановление голоса при экстирпации гортани



Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений  в работе логопеда со взрослыми

Часть 8. Восстановление голоса при экстирпации гортани

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов  России

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г.Уфы
Фаткуллина Л.К.

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми. Часть 7. Клиническая классификация дисфоний»

Восстановление звучной речи у лиц, перенесших тотальную экстирпацию гортани, представляет собой сложный комплексный процесс. Речевое общение может быть восстановлено только посредством образования псевдоголоса. Для появления псевдоголоса необходимо создание нового физиологического образования в пищеводе — псевдоголосовой щели на уровне 5—6 шейных позвонков. В момент фонации, т. е. при произнесении слова, происходит смыкание передней, задней и боковых стенок пищевода, размыкаемых воздухом из нижележащих отделов. Наличие небольшого количества воздуха в пищеводе имеется у всех людей, а специальные тренировки помогают увеличить его объем.

Больные должны приступать к восстановительным занятиям вскоре после операции и завершения курса лучевой терапии. Начинать занятия в период лучевой терапии нельзя. Приступающие к курсу восстановления звучной речи  больные должны представить заключение логопеду — афазиологу об отсутствии метастазов злокачественной опухоли и противопоказания для проведения обучения. Противопоказаниями будут резкое раздражение вокруг трахеостомы, ее сужение, гипертоническая болезнь II, III степени, недавно перенесенный инфаркт миокарда.

Весь курс восстановления звучной речи делится на 4 этапа:

Первый этап – подготовительный — тренировка шейной мускулатуры, верхнего отдела пищевода и диафрагмы. Особое внимание следует обратить на занятия лечебной физкультурой по специальному комплексу для адаптации к новому типу дыхания (дыхание через трахеостому).

Второй этап — создание благоприятных условий для образования псевдоголосовой щели и вызывания псевдоголоса. Вновь образованный голос (псевдоголос) вводится в слоги, слова, короткие предложения.

Третий этап — начало общения псевдоголосом, работа над звучностью и внятностью речи больного.

Четвертый этап — расширение диапазона и работа над тембром псевдоголоса. Больной работает над увеличением силы звука, улучшением тембра и модуляций имеющегося псевдоголоса.

 

Приступая к проведению курса реабилитации восстановительного обучения, необходимо учитывать, что его эффективность зависит от состояния психики больных, так как все они тяжело травмированы наличием злокачественного новообразования, потерей звучной речи в послеоперационном периоде и угрозой социальной дезадаптации — нарушением трудоспособности.

Необходимо обращать внимание на состояние зубов у лиц, перенесших полное удаление гортани и лучевую терапию. Нарушения зубных рядов мешают обучению, поэтому нуждающихся следует направлять к стоматологу для заблаговременного протезирования во избежание удлинения курса восстановления звучной речи. Съемные зубные протезы, которые были удобны до операции, во время занятий по образованию псевдоголоса оказываются нередко плохо фиксированными, что также затрудняет обучение.

Упражнение 1 — Дуть в губную гармошку рекомендуется медленно, спокойно. Очень ослабленным больным в качестве предварительного упражнения предлагается дуть на вату, а затем при появлении воздушной струи, колеблющей кусочек ваты, дуть в губную гармошку по 0,5 минуты 10—12 раз в день, с интервалами по 20 минут.

Упражнение  2 — Стоя, слегка наклонив корпус вперед и свободно опустив руки, больной с открытым ртом при напряжении мышц живота и подъеме диафрагмы подражает рвотному движению, задержав дыхание.

Данное упражнение рекомендуется повторять не более 3 раз подряд. Звук псевдоголоса может появиться не сразу, а через некоторое время после выполнения упражнения.

Упражнение 3 — Больной ложится на кушетку без подушки. Ему предлагается сначала отдохнуть и спокойно дышать 2—3 минуты, а затем уже приступать к выполнению упражнения: лежа, с открытым ртом втянуть живот, тем самым поднять диафрагму и попытаться сделать подобие рвотного движения, задержав дыхание.

Упражнение 4 — При появлении звука псевдоголоса больные  произносят доступные слова:

Как, Катя, Капа, каток, какао.

Кот, ком, кок, Коля, кофе.

Там, так, ток, Толя, таз, Том.

Упражнение 5 — Кот катает, катает клубок. Ким кормит, кормит кур. Кот катает клубок. Ким кормит кур. Ким ел котлеты. Коля ел кисель. Катя была в кино. Капе купили куклу. Коле купили коньки. Кира купила какао. Коля купил кекс.

Упражнение 6 — Толя тянет, тянет Таню. Тимка тащит, тащит таз. Толя тянет Таню. Тимка тащит таз. Толя играет в теннис. Тося катает клубок. Толя читает толстый том. Там живет Таня.

Логопеду не следует обращать внимание больного на недостаточную громкость и внятность произносимых им слов.

Упражнение 7— После того как указанные упражнения перестанут вызывать затруднения, следует предлагать обучающемуся переходить постепенно на звучную речь в быту. Произнесение слов, начинающихся с согласных звуков, на этом этапе трудностей обычно не вызывает, однако почти у всех обучающихся отмечается некоторый страх при переходе на звучную речь в быту.

Логопедам — афазиологам в этот период занятий приходится особенно учитывать интересы больного, его профессию, бытовое окружение и необходимость устного общения на работе.

 

Продолжение методического пособия  читайте в статье
Методичка для логопедов, работающих со взрослыми Часть 9.
«Восстановление  голоса при частичной резекции  гортани»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart