Открытое занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: «Почтовая цифровая индексация. Автоматизация звуков (Ч), (Н) на материале текста»



Открытое занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: «Почтовая цифровая индексация. Автоматизация звуков (Ч), (Н)  на материале текста»

 

Конспект занятия подготовила:
Сурдопедагог  Арестова В.З.
ГБОУ  Уфимская  КШИ для глухих обучающихся

 Цели:

— отрабатывать произносительные навыки на материале текста;
— учить воспринимать текст, задания к тексту, поручения на слуховой и слухо-зрительной основе;
— учить распознавать и различать на слух части текста, фразы незнакомые в сочетании со знакомыми;
— произносить  весь речевой материал слитно, в нормальном темпе, с соблюдением словесного и логического ударения;
— развивать логическое мышление, расширять словарный запас;

Оборудование:

— Образцы почтовых отправлений, картинки, дополнительные тексты, письмо и бандероль с адресатом, марки, словарь, индивидуальные слуховые аппараты, речевой тренажёр ИНТОН-Н

Словарь по теме:

Оттиск,  штемпель,  индекс,  адресат,  отправитель,  конверт,
пакет, марка, посылка,   бандероль,  отправление,  получатель, цифры,  письмо,  почта,  причастие, денежные переводы,
открытки,  телеграммы,  индексация, птенчик, поворот, вагон

Фонетическая зарядка

/Работа над звуком проходит с  одним учеником, затем с другим,  они поочерёдно готовятся  к пересказу дополнительного  текста/.

Ч —  Поворачиваем поочерёдно кисти то правой, то левой руки от себя/ быстро и резко снизу вверх/ и произносим одновременно звук  Ч.
Грач,  врач.

Речевая зарядка

Ч   Чка   Чка   точка       Ч   Чта  Чта   почта

Составь словосочетание со словами: марка, ящик.
Составь предложение со словом птенчик.
Выбери слова со звуком  [Ч].
(Словарь по теме прилагается).

 

Отгадай загадку:


Днём и ночью, в любое время года, шагает она  по суше и по морю.
Назови однокоренные слова со словом  ПОЧТА. Дополни:  Почтальон – это … . Почта – это … .

Прочитай текст. Перескажи


/Один ученик читает молча  текст, другой занимается с учителем/.

Марка
До появления марки за письмо  платил не отправитель, а получатель. Благодаря стараниям деревенского английского учителя в 1840 году появилась первая в мире марка. Самая первая марка в России вышла в 1858 году. На ней  был изображён двуглавый орёл и царская мантия.

Фонетическая зарядка. / Работа со вторым учеником/.

[Н]  —   Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренным движением, произнося:  «кран, план».

Речевая зарядка

баН  баН  баН   баНдероль  коН  коН коН коНверт.

Составь словосочетания со словом:  «почтальон».
Составь предложение со словом:  «наклеивать».
Выбери слова со звуком [Н].

Отгадай загадку:    «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». Что нужно делать с маркой?

Прочитай текст. Перескажи

Конверт.
Чтобы сохранить содержание писем их вкладывали в конверт.
Первые конверты появились  ещё до нашей эры. Письма – таблички из глины вкладывали  в глиняный конверт с адресом. Чтобы достать письмо, получателю нужно было разбить конверт. Первые бумажные письма сворачивали в рулон и ставили сургучную печать. К каждой грамоте прицепляли ярлычок из бересты, на котором писали имя получателя.

Физминутка .   Выполняя действия  говори:  «Сделай повороты направо, налево, кругом».
Работа с текстом.   (Первое чтение идёт на слухо – зрительной основе, второе  —  частично на слух).

Текст «Цифровая индексация»

В нашей стране принята шестизначная цифровая индексация предприятий связи.
Почтовая индексация построена с учётом схемы почтовых сообщений.
Три первые  из шести цифр присвоены областям, краям, республикам и столицам республик.
Для  Башкортостана  первой половиной индекса является цифра 450. Последние три цифры из шести имеют разное назначение.
В областях, краях и столицах республик последние три цифры индекса обозначают номера городских отделений связи.
Вне областных, краевых – вторая половина почтового индекса обозначает:
4-ая цифра  — маршрут почтового вагона;
5-ая цифра – при вокзале отделение связи;
6-ая цифра – места назначения.
Проставлять индексы на всех почтовых отправлениях необходимо, чтобы упростить   их сортировку.

Ответы  на вопросы

(Работает с вопросами первый ученик,  второй отвечает.  Работа идёт слухо- зрительно
Что такое индекс?

Ты знаешь свой почтовый индекс?
Что обозначают цифры твоего индекса?
Что наклеивают на почтовые отправления?

Дополни:  /Работает с заданием второй ученик, первый отвечает/.

В нашей стране принята  …

—  из шести цифр присвоены областям, краям и республикам.

Для удобства оплаты пересылки была выпущена …

Угадай названия текста (Работа идет на слуховой основе).
«Она значима и важна, ведь всем она нужна».    /Почта/
«Он любил читать, рисовать, играть в шахматы, сражаться на шпагах. /М.Ю.Лермонтов /
В картине «Родина Аксаковых»  художник создаёт обобщённый образ УРАЛА./     М.В.Нестеров,  картина «Родина Аксаковых».

Работа со слышащим учеником


(Восприятие  заданий  с лица слышащего ученика не слышащими детьми.   Демонстрируется письмо и бандероль).
Назови почтовое отправление.   Это- …
Назови получателя и отправителя бандероли,  письма. Это — …

Словарь

Ученик слушает и дает определение слову. Затем проводится работа на голое ухо на слух.

Индекс —  конверт  —  марка —  получатель – сортировка — штемпель —  поворот

Итог занятия

Что мы делали?

Что ты узнал нового?




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart