Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР



Из опыта работы логопеда. Палочки Кюизенера в коррекционной работе с детьми с ОНР

В условиях социальных перемен государственно-общественной системы дошкольного образования, перехода на новые комплексные программы, дошкольно — образовательным учреждениям предоставлен большой выбор в отборе содержания, средств, методов и приемов, которые бы обеспечили, решения комплекса задач по современному воспитанию ребенка.

Естественно, этот процесс охватил и коррекционную педагогику. Интеграция — это изначально единство предметности и межпредметности, что позволяет, не нарушая традиционного характера деятельности учителя – логопеда, расширить его предметную область и сближает и с другими учебными дисциплинами.

Наряду с традиционными методами логопедической работы мы  предпринимаем активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

— обогащать словарь;

— формировать и совершенствовать умения детей использовать в речи различные конструкции предложений;

— формировать навык слогового анализа слов;

— проводить коррекцию нарушенного звукопроизношения;

— развивать слуховое восприятие и внимание;

— развивать зрительное восприятие и память;

— развивать чувство ритма;

— развивать мыслительные операции;

— развивать мелкую моторику;

— закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Для решения данных задач мы используем  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство — палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

Средний возраст более благодатный для занятий с палочками Кюизенера. Дети растут, развиваются, они осознанно стремятся ко всему новому. И заниматься с ними намного интереснее.    К сожалению,  не все дети одинаково с интересом откликаются на эти занятия, в основном в силу различных проблем со здоровьем, но постепенно и у них просыпается интерес, благодаря нашей настойчивости. Помогают в работе карточки с изображением построек от простой к более сложной.

Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах коррекционной работы, например:

— повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

— выкладывание схем слов;

— согласование количественных числительных и   существительных;

— согласование прилагательных и существительных в роде,   числе, падеже;

— выкладывание картинки  по образцу.

Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

Работая с палочками, дети одновременно выполняют речевые задания: проговаривание предложений, называние частей предмета, отрабатывание грамматики и лексики, закрепление коротких стихов, потешек, автоматизация звуков речи, формирование навыков произношения слов различной звукослоговой структуры. Почти каждая лексическая тема дает возможность логопеду использовать в работе палочки Кюизенера и выработать определенную систему работы с ними на логопедических занятиях.

Таким образом,  внедрение  в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:

— развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

— формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

— развитию свойств внимания и мыслительных операций.

В процессе работы были разработаны варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования.

Варианты упражнений с палочками Кюизенера

—  «Раздели словечко»

image005

 

— «Длинное – короткое словечко»

image003

— «Кто больше?»

image001

— «Разноцветные слова»

— «Весёлый счёт»

— «Выложи фигуру»

image007

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.

image011Так же  важно, чтобы и родители воспитанников не остались равнодушными к этой проблеме. В логопедическом уголке для родителей выставляется информация о повышении мотивации к коррекционным занятиям через палочки Кюизенера, родители приглашаются на  консультацию – практикум.

Таким образом, родители проникают в атмосферу нашей совместной с детьми деятельности,  продолжают заниматься палочками Кюизенера  дома.

 

image009

Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем  интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.

Статью подготовила

учитель-логопед

Курмакаева Елена Николаевна

 

Список литературы:

  1. Денисова О.А., Букина И.А., Коновалова А.П., Зорина С.В. Состояние и перспективы развития логопедической службы // Логопед. – 2010. — №6. –С.6.
  2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. – М., 2007.
  3. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи / Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб., 2011.
  4. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет



Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart