Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи в условиях логопункта



Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи в условиях логопункта

учитель-логопед
Аббасова Наталья Сергеевна

 

   В настоящее время психологами и логопедами общеобразовательных школ и консультативных психолого-педагогических центров отмечается значительный рост числа обращений по поводу тех или иных видов школьной неуспешности или дезадаптации детей младшего школьного возраста. Среди всех школьных трудностей, являющихся причиной школьной дезадаптации и резкого снижения учебной мотивации, на первом по частоте месте стоят нарушения письменной речи. Подобные нарушения выявляются у 60-70% учеников общеобразовательных школ. Специальное обследование показало, что у них имеется несформированность некоторых частных психических процессов, ничем себя не проявляющих в повседневной жизни, но создающих серьезные препятствия при овладении письмом. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе.

В связи с экспериментальной деятельностью в нашем д/с мне пришлось изучить детей и анамнезы их развития более глубоко и тщательно. И работая в рамках экспериментальной площадки, диагностировала детей и наблюдая за ними, я сделала следующие выводы, что у некоторых детей:

  • ошибочное определение правой и левой руки;
  • затруднее в ориентировки собственного тела;
  • отмечаются трудности формирования пространственных представлений;
  • трудности языкового оформления таких пространственных представлений как: «между»; «левее — правее»; «перед – за»; «под»; «над».
  • затруднено пространственное восприятие на плоскости.

А так как дети именно этой экспериментальной группы составляют большую часть группы логопатов на логопункте, то возникла необходимость расширить сферу моей деятельности занятиями по углублению пространственной ориентировки не ограничиваясь только постановкой звука, что дало положительную динамику у детей с ФН, ФФН, НВ ОНР.

При подготовке детей к школьному обучению внимание развитию пространственных представлений уделяется в связи с формированием математических способностей, а о важности данной работы в связи с профилактикой нарушений письма уделяется мало.

Необходимо формировать пространственные представления у детей старшего дошкольного возраста как условия предупреждения дисграфии.

Таким образом, возникла цель – развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи в процессе автоматизации звука. В процессе работы решались следующие задачи:

  1. Формирование пространственных представлений по средствам ориентировки: в собственном теле, в взаимоотношении внешних объектов и тела, в микро и макро пространстве.
  2. Профилактика дисграфии.
  3. Формирование умения у детей анализировать пространственные отношения, применять в повседневной жизни.

А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

На этом уровне при постановке звука предлагается использовать:

  • «Сказка о подвижном язычке»

При автоматизации звука в словах предлагаем:

  • Ребёнку в руку даём игрушку в названиях, которых есть заданный звук и просим: «Посмотри и назови, какая игрушка у тебя в правой руке? А какая – в левой?»

При автоматизации звука в предложениях, предлагаем ребёнку составить предложения по демонстрации.

  • «Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением, что находится перед тобой?

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

При постановке звука:

  • Выкладываем перед ребёнком карточки с изображение артикуляционных упражнений и предлагаем показать, а потом назвать те или иные артикуляционные упражнения. « Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится под кубиком. Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится перед кубиком. Скажи, а где находится карточка с изображением «Барабан»?

Автоматизация звука в слогах:

  • Перед ребёнком лежат геометрические фигуры

«Сосчитай сколько кругов слева от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СА). Сосчитай сколько кругов справа от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СО). А где находится квадрат? Сколько их? Пропой столько же слог СУ. А где находится прямоугольник? Сколько их? Пропой столько слог СЫ».

Автоматизация звука в словах:

  • Ребёнку предлагается назвать игрушки с заданным звуком, которые стоят справа от него, затем слева от него.
  • Перед ребёнком в ряд выстроены предметы с заданным звуком. «Посмотри и назови тот предмет, который находится между грушей и бараном? Какой предмет левее от груши?
  • «Что на полке?» «Назови предмет в названии, которого есть звук ш, который стоит на верхней полке? Какой предмет находится на нижней полке с таким же звуком?»

Автоматизация звука в предложениях:

  • По обе стороны находятся предметы, ребёнку предлагается ответить полным предложением, где они находятся. Например: С правой стороны от меня лежит машина, а с левой мишка.
  • Составь предложение с опорой на предметные картинки и схемы предлоги.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

На этом уровне предлагаем:

Автоматизация звука в слогах:

  • Игра «Помоги добраться» Помоги Маше по камушкам дойти до избушки на каждый шаг проговаривай слог. А теперь расскажи путь Маши до избушки.

 

Автоматизация звука в словах:

  • Игра «Кинозал» (Ребёнку предлагается рассадить животных по своим местам. Назови животное, помоги ему найти своё место 3 ряд 2 место)
  • Игра « 100 карт» (Найди картинку в названии которой есть заданный звук, перейди на 2 клетки вперед стоп назови картинку, на 4 клетки вправо и т. д.)
  • Игра «На старт» (Красный круг начало движения по полю. Я задумала слова, отгадай его, проследи путь от красного круга к задуманной картинке.)

Автоматизация звука в предложениях:

  • Игра «Кинозал» Расскажи, где сидит слон, на каком ряду и каком месте?
  • В каком углу находится предмет? «Посмотри на картинку и ответь полным предложением, где находится собака?»
  • С опорой на сюжетную картинку. Мы не просто составляем предложения и рассказы по сюжетной картине, а мы учимся ориентироваться в плоскости картины. Выделяем передней, средний и задний план картины, устанавливаем пространственные отношения между объектами.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

Автоматизация звука в словах

  • «Маршрут с картой» «Посмотри на схему и двигайся в соответствии с ней. Сделай столько шагов, сколько слогов в слове». Задаются слова с заданным звуком. Расскажи в каком направлении ты передвигался?

Для закрепления улучшения результативности моей работы просто необходимо осуществлять взаимодействия с другими специалистами д/с: воспитателями, муз. руководителем, инструктором по физкультуре, психологом.

Мною разработаны рекомендации, которые отражены в тетради взаимодействия. Рекомендации включают в себя:

—  игры на коррекцию и развитие пространственной ориентировки;

— игры на коррекцию и развития мышления в предметно-практической деятельности;

— рекомендации составления рассказа по сюжетной картине.

А так же проводится работа с родителями:

— рекомендации логопеда в индивидуальных тетрадях;

— проведение семинара на тему: «Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями речи в условиях логопункта, на улице, дома».

— разные формы проведения родительских собраний и консультирования;

— заседание семейного клуба «В гостях у грамотея »

Благодаря последовательной и систематической работе по развитию пространственных ориентировок у детей с нарушениями речи, тесной взаимосвязи в работе с педагогами и родителями количественные и качественные показатели повысились на 30%. Общий уровень знаний, умений и навыков по развитию пространственной ориентировки в целом заметно вырос до 90%

Выпускники группы безошибочно освоили “схемы собственного тела”, могут находить и выделять различные стороны предметов; применяют словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям.

Дети лучше стали определять пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости, то есть их размещенность относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Более активно употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями.

Осуществляя преемственность сада и школы, взаимодействие с учителями начального образовательного звена, мы совместно констатируем, что у выпускников моего логопункта намного реже возникают проблемы чтения и письма в школе.

 

 

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart