Лексико-грамматические упражнения и речевые игры по теме «Одежда»



Лексико-грамматические упражнения и игры для развития речи детей

 

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников. Эти упражнения были собраны мной  и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики.  Подборка речевых игр будет разбита на лексические темы, с каждой из тем можно будет по ссылке перейти речевые игры по следующей теме.

Лексико-грамматические  игры и упражнения являются важнейшим направлением работы логопеда при устранении задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР)!

Я советую всем родителям дошкольников (даже если речь ребенка не вызывает тревог), использовать лексико-грамматические игры и упражнения в своих домашних занятиях с ребенком, чтобы лучше подготовить малыша к школе и повысить его речевую грамотность.

 

      Даже если Вам кажется, что речь вашего дошкольника, как говорится, «не хуже других» —  не поленитесь и предложите ему поиграть в речевые игры из этого раздела!  Чаще всего оказывается, что есть грамматические задания, которые нужно повторить с ребенком!  Например, вы можете обнаружить, что дошкольник с ошибками образует относительные и притяжательные прилагательные (вместо «металлический» говорит «метальный», вместо «стеклянная» —  «стекловая», вместо прилагательного «лисий (хвост)» может сказать «лисячий», «лисый» или «лисовый»),  допускает ошибки в согласовании числительных с существительными (вместо «5 карандашей» скажет «5 карандашов»). Вы вдруг с удивлением заметите, что ребенок не знает или путает названия детенышей животных, неправильно употребляет в речи сложные предлоги (вместо «из-за дома» скажет «из дома») и тому подобное.

    Это совсем не значит, что ребенок «хуже других» отстает от сверстников, ведь у дошкольника лексико-грамматические категории только формируются! Просто уделите время и поиграть с ребенком в увлекательные речевые игры, которые помогут ему освоить правильные грамматические формы и увеличить словарь. Такие занятия (всего 15-20 минут в день) дают отличные результаты!

     Выбирайте лексическую тему и в течение недели играйте с малышом в речевые игры по данной теме, а затем переходите к следующей теме. Не стремитесь к тому, чтобы ребенок сразу освоил все грамматические категории! Сложные упражнения нужно отложить на более поздний срок, вы вернетесь к ним через год! Главное — постепенно идти от теме к теме и осваивать базовые задания, чтобы малышу было легко и приятно осваивать новый материал и он почувствовал свои маленькие успехи в речевом развитии!
      Желаю Вам успехов!

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

 

Игры и упражнения на тему: «Одежда»

  1. Рассмотреть с ребенком различную одежду. Объяснить, почему одежда бывает разная по назначению: летняя, зимняя, домашняя, спортивная, рабочая и т.д. (можно устроить соревнование – кто назовет больше видов зимней одежды, спортивной одежды и т.п.). Определить, из чего сшита разная одежда (шерстяная, шелковая, синтетическая и т.п.). Ощупать разные виды тканей и сделать вывод о том, какая используется ткань: шерстяная, хлопковая, шелковая, синтетическая, теплая, толстая, легкая, тонкая, прозрачная и т.д..  Рассмотреть с ребенком детали одежды: воротник, карман, пуговицы, рукава и т.п.

 

  1. Игра «Запомни задание и сделай все по порядку». Взрослый дает ребенку задание, состоящее из 2-х ступенчатой инструкции: «Повесь кофту на спинку стула, а перчатки положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?».

 

  1. Игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных: «это шарф, а в магазине продаются шарфы»):

 

Шарф — шарфы        носок-           платок-      

Перчатка-                шапка-           кофта-

Куртка-                    шуба-            юбка-

Рубашка-                 платье-         носок —

Майка —                   свитер —        блузка –

 

  1. Игра «Скажи ласково»: шарф — шарфик, юбка – юбочка, брюки — брючки и т.п. (можно использовать существительные из упражнения  №3)

 

  1. Игра «Подбери признак».

Куртка  (какая?) – красная, теплая, женская, зимняя, детская…

Шарф (какой?) – синий, теплый, шерстяной, зимний.

Пальто (какое?) -…

Перчатки (какие?) — …

 

  1. Игра «Чья, чей, чье, чьи?»

Это чья куртка? – мамина

…           перчатки – папины.

…         шарф – бабушкин.

…      пальто – дедушкино.

 

  1. Составлять описательный рассказ о предмете одежды.

Например:

Это свитер. Он синий, шерстяной.

У него есть рукава,  манжеты, воротник.

Свитера носят дети, мужчины и женщины.

Свитер носят когда на улице холодно, свитер очень теплый, его можно надевать на улицу под куртку и ходить в нем дома, надевать в детский сад.

 

 

  1. Пальчиковая игра «Перчатка»

Весёлая мышка  перчатку нашла   (раскрываем ладошку,  

пальцы растопырены – «перчатка»;

поворачиваем руки то ладонью,  то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив, мышат позвала  (складываем ладоши «ковшом»

сгибаем — разгибаем пальцы в «зовущий» жест).

Им корочку хлеба дала покусать  (кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила всех (большим пальцем гладим остальные — скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать   (ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку – спим).

 

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart