Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 3



Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе

Часть 3

Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 2»

 

Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск

 

Тема: «Семья».  Звук [Ш-С]. Буква Ш.

Знать свою Ф.И.О. И.О родителей. Где и кем работают. Свой домашний адрес. (со всеми детьми).

«Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка

Мама — … и т.д.

«Чей? Чья? Чье? Чьи?». Мама – (значит, ты чей? чья?) — мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … .

«Кто старше? Кто младше?». Папа – сын («Папа старше, а сын младше»)

Папа – дедушка

Дядя- племянник

Внук – дедушка.

«Скажи наоборот». Подбор антонимов.

Старший – младший; большой – … , молодой — … , старше – моложе, младше.

«Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС.

Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита). Игра «Подумай и ответь»

— У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?

— Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

«Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи.

Сколько в твоей семье человек?

Где вы живете? (домашний адрес)

Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)

Кем работают родители?

Сколько лет брату (сестре)?

В каком классе учится брат (сестра)?

Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…).

Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Скажи наоборот». Подбираются слова в которых один звук заменяется на другой и
называется новое слово. Например: [Б] на [П] — бочка — почка; [Ть] на [Дь] — тень — день; [Ш] на [С] — мишка — миска и т.д.

Демонстрируются картинки: змея (звук [Ш]) и вода, вытекающая из крана (звук [С]). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.

Игра «Скажи наоборот». Воспитатель произносит слоги различной структуры со звуками [С, Ш] и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, изменяет звук в слоге и бросает его обратно: са — ша, аса — аша, ас — аш и т.д.

Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление схем. Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками [С и Ш].Работа в тетрадях. Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях со всеми детьми.

 

 

Тема «Инструменты». Звуки [Ж-З]. Буква Ж.

Нужно знать 8 – 10  названий инструментов, узнавать их и рассказать, что делают каждым (лопатой – копают и т.д.)

·   различать инструменты и материалы ( напр., дерево – это материал, из которого можно сделать различные предметы с помощью инструментов)

·   что делают из разных материалов (из ткани – шьют одежду, из резины получают обувь, игрушки и др.)

Назови  ласково : молоток- молоточек, ключ- .., нож -.., топор -.., грабли -… гвоздь -…, гайка -.., лопата -… лейка -.., игла -…

Cосчитай до 8: один острый нож, .., одни длинные ножницы,.

Из чего какой?

— из бумаги – бумажный, из резины -…, из глины -…, из золота -…, из серебра -…, из камней -…, из дерева -…, из шерсти -…, из стекла -…, из железа -…, из пластмассы -…, из стали -…, из бетона -…, из кожи -…, из меха -…

Что лишнее и почему?

·         Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.

·         Топор, дрова, пила, рубанок.

·         Молоток, топор, пила, дрель.

Исправь предложения:

·   Дыркой сверлят сверло.

·   Дровами рубят топор.

·   Гаечный ключ откручивают гайкой.

·   Стекло упало потому, что разбилось.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.Игра «Скажи наоборот». Воспитатель произносит слоги различной структуры со звуками [3], [Ж] и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, изменяет звук в слоге и бросает его обратно: за — жа, аза — ажа, ажа — аза и т.д.

Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов). Жа-жа-за-жа; са-са-ша-ша и т.д.

2.Воспитатель демонстрирует картинки: жук (звук Ж) и комар (звук 3). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.

3.Звуковой анализ слов типа жаба, зонт.

4.Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками [3] и [Ж].

5.Работа в тетрадях.

Звукопроизношение автоматизация звука Ж. со всеми детьми. Дифференциация звуков [Ш-Ж]. [С-З]. со всеми детьми.

Проговаривание слов сложной слоговой структуры.

 

Тема: «Животный мир морей и океанов». Звуки [Ль-Й]. Буква Л.

Нужно знать:

•    6 — 8 названий рыб, узнавать их на картинках.

•    названия частей тела, чем покрыто тело рыб.

2. Отгадай загадки:

а) Колюч, да не ёж. Кто это?

б) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

в) У неё во рту пила, под водой она жила,

Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала.

3. Сосчитай до 7: одна золотая рыбка, …; один зеркальный карп, … ; один щучий хвост, … ; один колючий ёрш, …

4. Кто это, если у него есть:

  Голова, хвост, жабры;

  Хвост, лапы, шерсть;

  Голова, крылья, перья;

  Туловище, плавники, хвост

5. Назови ласково: рыба – рыбка, сом — …, окунь — .., щука — …, карась -.., лещ — …, плотва — …

6. Составь предложения со словами: рыбак – лодка, рыба – крючок, улов – ведро, сазан – уха, сом – дно.

7. Вспомни сказки, где героями являются рыбы, и перескажи их. «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке»

8. Какое слово лишнее? Почему?

•    окунь, рак, карась, карп;

•    хвост, жабры, плавники, рыба;

9. Вопросы на засыпку:

•    Жук жужжит, утка крякает, а рыба — …?

10. Объясни выражения: чувствует себя, как рыба в воде; молчит как рыба.

11. Выучи чистоговорки: Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.  Подобрать слова, в которых звук [Л] находится в середине слова. Подобрать слова, в которых звук Ль находится в конце слова.

2.  Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Л] — хлопаем, со звуком [Ль] — топаем.

3.  Звуковой анализ слов типа палка, лента с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги, составление схем.

4.  Составление предложений со словами палка, лента. Анализ, составление схем.

Послушай и повтори: аль-оль-уль-иль; ля-лё-лю-ли;

5.  Работа в тетрадях с буквой и словами.

Игра «Закончи слово»: тю., мо., е., ию., уго., ме..

Проговаривать скороговорку:

Ехали мы, ехали, до клена доехали, клен мы объехали и домой поехали.

 

 

Тема: «День защитников отечества». Звуки [Р-Рь]. Буква Р.

Нужно знать:

•    Когда отмечают день защитников Отечества.

•      Почему мужчины служат в армии.

•      Названия представителей родов войск (танкист, лётчик, пограничник, десантник, сапёр, подводник, артиллерист) и как они несут службу: «Пограничники охраняют границу»

2. Словарь: пехотинец, доброволец, герой, парашют, противник, мужественный, воевать, защищать, сражаться, победить, военный,  доблестный, отважный, бесстрашный

3. Как называется человек, который:

·         Летает на вертолёте – вертолётчик;

·         Служит в пехоте -…

·         Прыгает с парашютом –

·         Служит на подводной лодке –

·         Управляет танком –

4. Что общего и чем отличаются: танк и трактор, пилотка и кепка, футболка и тельняшка.

5. Сосчитай до 7: один лёгкий танк, два лёгких танка…одна подводная лодка, две подводные лодки…

6. Отгадай загадку: Не трактор, а с гусеницами,

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом.

7. Один – много: один боец – много бойцов, один танкист — … один офицер -…, один солдат — …, один командир — …, одна винтовка -…, одно ружьё -…,

8. Составь предложения со словами:

Пограничник – собака, солдат – автомат, корабли – учения.

9. Какое слово лишнее и почему?

Снайпер, сапёр, танкист, артист.

Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.  Подобрать слова, в которых звук [Р] находится в начале слова (из предложенных картинок).

Подобрать слова, в которых звук [Рь] находится в конце слова (из предложенных картинок).

2.  Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Р] — хлопаем, со звуком [Рь] — топаем.

3.  Звуковой анализ слов типа рюмка, рамка с выкладыванием графической схемы.

4.  Повторение слоговых рядов. Ра-ра-ра-ря, ря-ра-ря-ра и т.д.

5.  Игра «Скажи наоборот». Ра-ра-ра-ра — ря-ря-ря-ря;ро-ро-ро-ро, ру-ру-ру-ру, ры-ры-ры-ры.

•    Проговаривание скороговорки:

У самого забора будка Трезора.

Не пустит Трезор гостей за забор.

•    Напечатать скороговорку и сделать звуковой анализ всех слов.

Автоматизация звука [Ш] – Саша, Ринат в словах, чистоговорках.

Звук [Р] – Ксюша (в словах), Артем, Матвей, Тимур, Ильдар в предложениях, чистоговорках.

Продолжение пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 4»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart