Творческая мастерская логопеда «Мои первые педагогические находки»



Творческая мастерская логопеда: «Мои первые педагогические находки. Методики и приемы логопедического массажа.»

Презентация для молодых педагогов (содержит логопедический массаж)

 

Автор-составитель:
Макарова Мария Николаевна
учитель-логопед
 МБДОУ д/с №50 г.Красногорск

 

 

Дети должны жить в мире красоты,  игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

                                                 В.А.Сухомлинский

В.А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство. Без игры, творческого подхода к детям, нет и не может быть полноценного умственного развития. Для  детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому  наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Основная цели и задачи использования данных методов:

— формирование интереса к обучению у детей;

— мотивация к процессу обучения;

— обогащение словарного запаса;

— устранение дефектов произношения;

— развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики;

— развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления

Меня заинтересовал логопедический массаж. Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных речевых нарушений.

Правильный подбор массажных комплексов и приемов логопедического массажа языка способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что приводит к улучшению состояния  произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения. Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.

Существует много разновидностей методик логопедического массажа и приемов логопедического массажа, но я расскажу, какие использую в своей коррекционной работе:

1) В своей работе я использовала методику логопедического  массажа, с помощью зубной щетки, изложенную в книге Инны Карелиной « Логопедический массаж при различных речевых нарушениях». Проводится массаж с помощью зубной щетки средней жесткости,  способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений. Метод прост и эффективен. Как правило, дает хороший результат.

2) Зондовый массаж по методике Новиковой Елены Викторовны. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов.Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.(Приложение №2)

3) Игровой самомассаж лица — это массаж который выполняет сам ребенок. Проводится как дополнение к основному массажу. Цель такого самомассажа – нормализация мышечного тонуса. Проводится самомассаж в игровой форме, подбирается на каждую лексическую тему. Также очень эффективен  у детей с речевыми нарушениями, т.к. задействована и мелкая моторика, и артикуляционная.

4) Для развития мелкой моторики   использую прищепочный пальцевой массаж и массаж шестигранными карандашами, которые помогают при автоматизации звуков. Ведь не зря фраза Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» почти стала пословицей. Поэтому следующая моя находка переделана из игры  «Кто быстрее смотает веревочку», которая обычно использовалась на соревнованиях по физкультуре, когда к  длинной веревке с двух сторон привязаны две палочки. На середине веревки – яркая отметка. Кто быстрее намотает свою часть веревки на палку. Я же использовала не палочки, а карандаши, на которых привязаны шнурки, и мотает их один ребенок, а не двое, использую это пособие для  автоматизации звуков и развития мелкой моторики.

Массаж необходимо сочетать с  артикуляционной гимнастикой. Мне помогает  игрушка — мышка Берта. Использую в качестве сюрпризного момента, когда дети знакомятся с органами артикуляции. Помогает на индивидуальных занятиях по постановке звуков и проведении артикуляционной гимнастики.

Эти методы, я считаю, очень  эффективны  и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы,  оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

«Учение —  это труд, серьёзный труд ребёнка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — всё это надежные источники человеческой радости».
В.А.Сухомлинский

Массируемые мышцы языка Направление   движения Тип   движения
Продольные мышцы От корня или средней части к кончику поглаживающие
Вертикальные мышцы От корня языка к кончику и обратно  Ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щётки
Поперечные мышцы Из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно поглаживающие
Активизация мышц От корня к кончику Вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки
Подъязычная уздечка Снизу вверх до лёгких болевых ощущений потягивание

 

Приложение №2

 Приемы логопедического массажа языка (направление массажных движений).

  • Поглаживание языка в различных направлениях:
  • от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
  • от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
  • круговые, спиралевидные движения.
  • Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).
  • «Прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
  • Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).
  • Покалывание языка (игольчатым зондом).
  • «Перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).

 

 

Список использованной литературы.

1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП.—М., 1997

2. Белая К.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998.

3.Инна Карелина: Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Практическое пособие. Из-во: Гном, 2014 г.
4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000.

5.Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» С.-П., ИПЦ «КАРО»-3013г.

6. Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999.

 

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart