Индивидуальное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет на тему: «Автоматизация звуков [Р, Р’] по сказке «Теремок»»



Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет на тему: «Автоматизация звуков [Р, Р’] в связной речи на основе сюжета сказки «Теремок»»

 

Автор-составитель:

Логопед

Хромова Лилия Георгиевна

 

Цель: формирование звуковой стороны речи; расширение словарного запаса; автоматизация звуков [Р]и [Р’] в словах, словосочетаниях, предложениях; развитие умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; развитие речевого дыхания и мелкой моторики,  выразительности речи, внимания, памяти, мышления, творческого воображения, умения отгадывать загадки;  воспитание самоконтроля при произношении слов со звуками [Р] и [Р’].

 

Оборудование:  картинка с артикуляционным укладом звуков [Р] и [Р’], карточки с изображением диких животных, логопедические пазлы к фрагменту сказки «Теремок», куклы для настольного театра к сказке «Теремок» (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь), игрушечная машинка,  картинка с изображением облаков, бумажные салфетки, кубики-лего, набор кружков для составления схем, картинки-разукрашки с сюжетами сказки «Теремок».

 

                                        І. Ход занятия:    

 

  1.   Организационный момент.

— Отгадай загадку:

«В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Мишка к ним пришел потом,
Поломал звериный дом».
(Теремок)

Какой звук я выделила голосом, произнося слово теРемок? (Звук [Р’]).

Что ты знаешь о звуке [Р`]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Отгадай ещё одну загадку:

«Нет пути передо мной —

Я и дома, и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте-ка, друзья,

Кто же я?  (Крыльцо)

А какой звук в слове  «кРыльцо» я выделила голосом?

Что ты знаешь о звуке [Р]? (Согласный, твёрдый, звонкий).

 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения: «Улыбка и хоботок», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок».

 

  1. Дыхательная гимнастика

Упражнение «Фокус» (сдуваем ватку с кончика носа)

                                   

ІІ. Основная часть.

  1. Уточнение артикуляции звука [Р].

— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Р]. (показать картинку с артикуляционным укладом звука [Р]).

(Губы разомкнуты и принимают положение  следующего гласного звука. Зубы на расстоянии 4-5 мм. Кончик  языка поднимается к основанию передних  зубов,  напряжен и вибрирует в  проходящей воздушной струе. Передняя часть  языка  прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка  поднимается к мягкому небу. Боковые части  языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя проходит посередине).

Сегодня мы вместе отправимся в путешествие в сказочный лес и будем продолжать учиться правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. «Заводим моторчик» (катим машинку по столу), поехали! (дР-дР-дР).

— Вот мы и приехали в наш сказочный лес.

 

  1. Развитие мимики и моторики

На стол выкладывается несколько кубиков-лего:

— Сегодня мы вспомним сказку «Теремок». На опушке леса стоит маленький домик (строим домик из кубиков)

— Вот скачет по тропинке маленькая зверушка.

Она » Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки». Угадал кто это?

— Это  Мышка-норушка!

— Правильно, молодец. (Выставляется фигурка Мышки). Поднялась Мышка на крыльцо, постучала в дверь, а ей никто не отвечает. Решила поселиться в Теремке.

— Только Мышка устроилась, тут скачет ещё одна зверушка:

«Тук-тук!»

  «Кто там?»

—  Угадай кто я:

«До ушей зеленый рот. 
В камышах она живет. 
И в болоте хохотушка 
Громко квакает….»

—  «Лягушка»!

— Правильно, Лягушка-попрыгушка!  И стали они жить вдвоём. (выставляется фигурка лягушки)

 

  1. Развитие речевого дыхания

— Вдруг на лес опустился сильный туман, да такой сильный, что облаков не видно. Давай позовём ветер, подуем на туман и посмотрим, какие красивые облака на небе. (сдуваем полоски салфетки с картинки так, чтобы открылось изображение).

 

  1. Отгадывание загадок про героев сказки «Теремок» и закрепление навыков количественного счёта.

— А это, что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
Он стоит среди травы – 
Уши больше головы.
 — Правильно это Заяц  (выставляется игрушка Заяц).

— Тук-тук, кто в Теремочке живёт?

Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка. 

Что им ответил Заяц?

— Заяц сказал: «Я Зайчишка-Трусишка, пустите меня в теремок!»

— Заходи, будем жить втроём.

— Тут к теремку подбегает

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее … (лиса)

— Правильно – Лисичка-Сестричка! (выставляется фигурка лисы) Тук-тук, кто в теремочке живёт?

— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка. Заходи будем жить вчетвером.

— Только Лиса устроилась, а в дверь стучит ещё один лесной житель. Угадай кто это:

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

— Это Волк.

— Правильно, это Волчок- Серый бочок.

-Тук-тук, кто в теремочке живет?

— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка, я Лисичка-Сестричка. Заходи, будем жить впятером.

— Стали они жить впятером и в разные игры играть, вопросы друг-другу задавать.

 

  1. Звуко-слоговой анализ и синтез

Задания даются от имени жителей теремка.

Мышка: «Кто скажет, что общего в словах  рыба, барсук, бобёр?» (В этих словах есть согласный звук [Р], в словах два слога) 

Лягушка: «Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы».

   Показывается звуковая схема слов рысь и ворона.

Зайчик: «Угадайте названия птиц по переставленным слогам: бей-воро, ка-соро. (воробей, сорока)»

 

  1. Антонимы

Лиса: « Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы — их противоположное значение.»

Холодно – жарко

Мягкий – твёрдый

Весёлый – грустный

Длинный – короткий

Медленно – быстро

Плохо — хорошо

 

Волк: «Я предлагаю поиграть в игру «Большой-маленький». Я буду называть животных, а вы  их называйте ласковыми словами»

Корова – коровка

Баран – баранчик

Барсук – барсучок

Воробей – воробышек

Рыба – рыбка

Краб – крабик

Черепаха — черепашка

Крот-кротик

Только наши звери  закончили игру, как в дверь снова постучали.

 

  1. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах

Кто же там стучит, грубым голосом рычит?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос…

—  Правильно, это Медведь. Захотел и он в теремке пожить, но звери его не пускают, говорят домик маленький и Медведь в него не поместится.

Давай достроим в нашем Теремке ещё один этаж, тогда всем места хватит. (выкладываем кубики и достраиваем этаж для Медведя)

Был Теремок маленьким, а стал большим и просторным. Устроили друзья новоселье, проговаривали чистоговорки и рассказывали стихи:

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Рама, рак, гора, нора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Роза, роща, рот, перо.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Руки, ружья, кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Рыба, рынок, комары.

Рю-рю-рю, рю-рю-рю

Я красиво говорю!

Ри-ри-ри, ри-ри-ри

От зари и до зари.

Ре-ре-ре, ре-ре-ре

О горе и о норе.

Рё-рё-рё, рё-рё-рё

Про ребят и про зверьё.

 

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку –

Велика для норки корка.

                          

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

 

Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.

Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.


  1. 8. Итог занятия:

— Какой звук ты сегодня учился говорить? (Звук [Р]). Герои какой сказки помогали нам сегодня на занятии? («Теремок») Ты сегодня хорошо потрудился, молодец! Выбери картинку-разукрашку, дома раскрасишь её и расскажешь сказку маме и папе.




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart