Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа) по теме «Овощи — фрукты»



Лексико-грамматические занятия для детей с ОНР (старшая группа)

по теме «Овощи — фрукты»

 

Автор-составитель:

Учитель-логопед

Пшеничная Олеся Васильевна

 

Тема: « Овощи»

Цели:

  1. Учить различать предлоги  «В», «На»;
  2. Закреплять знания об огороде;
  3. Обучать навыку сравнивать овощи;
  4. Составлять рассказ с опорой на схему;
  5. Развивать логическое мышление, память, внимание.
  6. Воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: схема, картинки с овощами.

                                  Ход занятия.

 

  1. Орг. момент.

Сядет тот, кто назовет овощи.

  1. Объяснение нового.

Л. объясняет, что  одни овощи растут на земле, другие в земле.

— Поставить на верхнюю полку овощи растущие:

—  на земле;

—  в земле.

  1. Составление рассказа по теме «Овощи» (схема) с помощью логопеда.
  2. Физкультминутка. «Мы морковку трем, …».
  3. Закрепление изученного.
  1. Круглый, красный, мягкий, сочный

Кислый, большой, гладкий, спелый.  (помидор).

  1. Длинная, оранжевая, твердая, сладкая,

Вкусная, сочная, полезная. (морковь).

  1. Овальный, длинный, зеленый, твердый,

Вкусный, душистый, свежий. (огурец)

  1. И зелен, и густ на грядке вырос куст,

Покопай немножко, под кустом … (картошка).

  1. Овальный, фиолетовый, растет на кустике. (баклажан) и т.д.
  1. Итог занятия.

 

Тема: « Фрукты»

Цели:

  1. Учить образовавывать существительные мн. числа, употреблять сущ.  в родительном падеже;
  2. Обогащать активный словарь детей, используя качественные прилагательные;
  3. Развивать слуховое внимание, зрительную память;
  4. Повторить и закрепить знания о фруктах;
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: игра «Один много»,  предметные картинки.

                              Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Сядет тот, кто умеет повторять:

— сад, фрукты;

— яблоко, слива;

— компот, повидло;

— ветки, цветы;

— лимон, виноград;

— вишня, яблоко.

  1. Введение в тему.

Игра «Какие ты знаешь фрукты?». (назвать фрукты по памяти).

  1. Изучение нового.

Объяснение нового материала.

Игра «Один – много».

— груша – груши и т.д.

  1. Закрепление нового материала.

Игра « Расскажи, какой фрукт ты сорвал?»

В саду растут разные фрукты. Они разные по форме бывают твердые или мягкие,  сладкие, или кислые.

(описание  фруктов детьми по  образцу) – яблоко красное, круглое, твердое, сочное  и т.д.

  1. Физкультминутка. «Мы яблоко трем, трем…».
  2. Повторение нового материала.

Игра  «Что у тебя?»

— У меня груша. Она овальная, твердая, зеленая, сочная». и т.д.

  1. Итог занятия.

 

                               Тема:  «Фрукты» (Занятие 2)

Цели:

  1. Учить угадывать предмет по его описанию, сравнивать     фрукты по форме, цвету, вкусу.
  2. Закрепить навык построения сложноподчиненных предложений, образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  3. Повторить и уточнить знания детей о том, как созревают фрукты, умение составления рассказов по схеме.
  4. Развивать память, внимание, мышление.
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование: предметные картинки, схема описательного рассказа «Фрукты».

Ход  занятия.

  1. Орг. момент.

Сядет тот, кто отгадает загадку.

— Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко.

А откусишь – сладко.      (яблоко)

— Она овальная, синяя, мягкая,

сочная, с косточкой внутри.   (слива)

— Он желтый, овальный, кислый,

твердый, сочный, сладкий.  (апельсин)

— Много братиков на одной ветке висят. (виноград)

  1. Введение в тему.

 

—  Яблоко, слива, апельсин, виноград – как назвать эти предметы одним словом?  (фрукты).

— Сегодня будем говорить о фруктах.

  1. Сравнение фруктов.

Лимон   —   Апельсин

Слива    —   Яблоко      (беседа по вопросам)

  1. Игра «Скажи ласково»
  2. Физкультминутка «Мы яблоко трем ….»
  3. Составление рассказов по схеме. (образец рассказа логопеда)
  4. Детские рассказы.
  5. Итог занятия.

 

Тема: «Овощи и фрукты» (Занятие 1) 

Цели:

  1. учить сравнивать овощи и фрукты между собой.
  2. Повторить и закрепить знания об овощах и фруктах, их общих свойствах  и различиях.
  3. Развивать память, логическое мышление, внимание.
  4. Обогащать словарь детей глаголами, относительными прилагательными;
  5. Воспитывать правильную осанку.

Оборудование:  предметные картинки,  схема описательного рассказа, картинки соков.

                      Ход занятия.

  1. Орг. момент.

 

Сядет тот, кто умеет повторять .

— сад, огород,  дерево;

— яблоня, груша, тыква;

— компот, сок, варенье;

— ветки, цветы, плоды. И т.д.

  1. Изучение нового.

 

— Кто выращивает   овощи? Фрукты?  (овощевод, садовод)

-Что  делают овощеводы: сажают, рыхлят, копают, срывают,  удобряют,  опрыскивают.

— Что делают  садоводы:  сажают, оказывают, опрыскивают, белят, собирают, собирают урожай.

  1. Повторение пройденного.

Сравнение овощей и фруктов по схеме.

  1. Физкультминутка «Мы морковку трем …»
  2. Рассказы детей по схеме.
  3. Игра «Какой сок ты любишь?» (по картинкам).
  4. Итог занятия.

— О чем говорили на занятии?

 

Тема: « Овощи и фрукты» (Занятие 2)

Цели:

  1. Учить сравнивать овощи и фрукты, отгадывать загадки об овощах и фруктах.
  2. Повторить и закрепить знания о фруктах и овощах, расширять активный словарь детей.
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление.
  4. Воспитывать любовь к художественному слову.

Оборудование: загадки, схема описательных рассказов,  картинки, дидактическая  игра «Какой сок пьём?»

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

Сядет тот, кто отгадает загадку.

  1. Круглое, румяное, я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)

  1. Сидит дед в шубу одет –

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

  1. Маленький, горький,

Луку брат. (чеснок)

  1. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой,

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (апельсин)

  1. Закутан ребенок

В сорок пеленок. (капуста)

  1. Повторение ранее изученного.

Дидактическая игра «Повара»

— Что можно варить из овощей, фруктов (варенье, повидло, джем, пюре, компот, суп, борщ и т.д.).

— Я варю из яблок варенье, пюре и т.д.

  1. Физкультминутка «Мы яблоко трем . . . »
  1. Работа над связной речью.

Сравнение овощей и фруктов с опорой на схему.

Образец рассказа логопеда, затем рассказы 2 – 3 детей.

  1. Итог занятия.



Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart