Акустико-мнестическая афазия



Акустико-мнестическая афазияЧто делать, если после инсульта пострадала память на слова? Ваш знакомый или родственник, перенесший инсульт, постоянно переспрашивает вас, просит говорить медленно, обращенные к нему слова как будто ускользают от него и он теряется, переживает и не понимает сложных фраз или длинных предложений! Сам же не может вспомнить необходимых слов, чтобы выразить свои мысли.

Может быть вам даже назвали форму афазии, которой страдает ваш родственник после инсульта : «акустико-мнестическая» или мнестическая афазия. Что же это за афазия и как ее преодолеть?  Давайте разбираться.

Акустико-мнестическая афазия возникает, если вследствие инсульта или другого повреждения  нарушились функции височного отдела (средних и задних отделов височной области) левого полушария головного мозга (у правшей).

Понимание речи сохранно, однако сложные длинные фразы человек чаще всего не понимает – услышанные слова не удерживаются в памяти. Сам же заболевший забывает слова, не может сказать предложение, показать или повторить серию слов – он просто не способен их запомнить!

Если вы назовёте, например, серию слов: потолок, пол, окно, дверь, стол – вспомнит или покажет скорее всего лишь первое и последнее слово или только первое — потолок.  А если заболевший повторяет за вами слово – не может понять, что же оно значит – потому что не может вспомнить тот образ, который данное слово обозначает (как бывает в норме – мы говорим «дерево» и перед нашим внутренним взором всплывает образ дерева). В речи наблюдаются перестановки слогов и искажения звуковой структуры слова: ковора вместо корова, коска у зокошка вместо кошка у окошка. Даже при легкой форме данной афазии люди плохо понимают развернутые тексты и самостоятельно не могут составить развернутые предложения, например, по сюжетной картине – они пытаются заместить свою речевую  несостоятельность многочисленными междометиями, фразами с обилием слов, не относящихся к сюжету. Чтение и письмо обычно сохранно, с некоторыми ошибками: аграмматизмами, пропуски и замены слов.

Как же начать в домашних условиях работу по восстановлению речи при акустико-мнестической афазии?

Общение с человеком, страдающим акустико-мнестической афазией

  • Говорите медленно четко и внятно, короткими фразами – быструю речь и длинные фразы он может не понимать.
  • Сопровождайте свои слова на первых порах указующими жестами.
  • Не употребляйте редкочастотных слов и длинных предложений. В первые дни/недели заболевания подбирайте самые привычные, простые слова на обиходную тематику, не говорите на отвлеченные темы и избегайте абстрактных понятий и слов.
  • Заболевший взволнован своим состоянием, он переживает, успокойте его и объясняйте, что у него пострадала память на слова. Своим поведением внушайте спокойствие и уверенность, что речь можно будет восстановить, надо будет лишь регулярно тренироваться и приложить усилия.

 

Восстановление речевых функций при акустико-мнестической афазии

  • Положите  2 картинки (например дом и собака) и попросите показать дом, затем показать где собака. Такой показ реальных предметов и картинок проводится, постепенно увеличивая объем слов: 3, 4, 5.. То же – с частями тела.
  • Просим выполнить инструкцию (например: положи ручку на стол). Затем инструкции усложняются – предлагаем 2-х и 3-х звеньевые инструкции.
  • Если словарный запас немного увеличился – сразу же переходим к наращиванию фразы: учим составлять предложение по картинке, постепенно расширяя количество слов во фразе. Сначала это простое предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого. Затем постепенно добавляем по слову, разворачивая фразу.
  • Акустико-мнестическая афазияИспользуем диалог в форме вопрос-ответ.
  • Тренируем в запоминании ряда слов, букв, цифр, фраз, воспринимаемых при чтении или на слух.
  • Когда такие упражнения начинают получаться, предлагаем заучивать короткие стихотворения и тексты.
  • Затем можно переходить к пересказу текстов, составлению рассказов по сюжетным картинкам, ведению диалогов на определенные темы.
  • Полезно будет проводить диктанты, когда вы называете слово, а человек рисует предмет (можно чисто схематически), который он обозначает.
  • Параллельно подключаем упражнения на классификацию слов, объяснение слов не только с конкретным, но и с абстрактным значением.
  • На позднем этапе можно использовать упражнения из раздела Нарушения письма и чтения и различные мнемотехники, помогающие запоминанию серии слов и редкоупотребляемых слов.

 

Поясню, что это краткая, обобщенная программа работы по восстановлению речи при акустико-мнестической афазии. Логопед сможет подобрать упражнения более точно и адресно.

 

Желаю Вам эффективных занятий!

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart