Когда отдавать ребенка в школу?
Как быть, если дошкольник явно отстает от своих сверстников и хуже усваивает программу детского сада? Воспитатель в детском саду жалуется на то, что малыш плохо справляется с заданиями на занятиях? Или ребенок не ходит в детский сад и многого не знает по сравнению с его ровесниками? Может быть, не спешить и подождать еще год, чтобы отправить малыша в 1-й класс не с 6-ти, а с 7-ми лет? Когда отдавать ребенка в школу?
Если ребенок обладает всеми навыками, необходимыми для успешного обучения в школе, родители могут быть спокойны! Можно идти в школу в шести с половиной лет (или даже с шести лет). Будущий первоклассник будет хорошо учиться и легко справится с нагрузкой.
Но если по нескольким или даже почти всем направлениям дошкольной подготовки ребенок сильно отстает от предъявляемых требований, если при этом страдает усидчивость, он очень быстро утомляется и отвлекается от занятий, не стоит тешить себя надеждами, что проблемы «сами собой рассосутся». Некоторые родители, особенно бабушки и дедушки ведут спор «когда отдавать ребенка в школу» и приводят довод о том, что в их время «даже читать не все дети умели и нечего, все школу закончили и в институты поступили».
Увы! Эти времена канули в прошлое. В наше время требования к первокласснику очень усложнились. И темп прохождения программы 1 класса увеличился многократно. Да и поступали наши родители в первый класс как раз не с 6-ти, а именно с 7-ми лет! Ребенок, не владеющий всеми необходимыми навыками, в наше время будет сильно тормозить по сравнению со своими более «продвинутыми» одноклассниками. А учителю некогда будет уделять ему дополнительное время и силы. И очень скоро вы услышите жалобы учителя на то, что ребенок не справляется с заданиями и отстает от других, плохо ведет себя на уроках.
Возможно, зазвучат «страшные» слова дисграфия и дислексия. Кое-кого будут пугать предложениями перейти на надомное обучение или перевестись в класс для детей с ЗПР. У некоторых детей, которых поторопились отдать в школу с 6-ти лет, не готовых к школьной нагрузке, начинаются проблемы со здоровьем — так организм реагирует на стресс. Не говоря уже о сниженной самооценке и разочаровании новоиспеченного первоклашки.
А ведь всего-то и надо было – НЕ СПЕШИТЬ! Подождать год, посвятив это время углубленной подготовке к школе и укреплению здоровья ребенка. Пусть будущий первоклассник лучше усвоит все необходимые знания, научится достаточно бегло читать, писать, у него улучшится усидчивость, внимание и память. За это время нервная система ребенка окрепнет и будет готова к непростым школьным нагрузкам.
Прислушайтесь к этому совету, уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Если психолог и логопед советуют Вам подождать с поступлением в 1 класс до 7-ми лет, убеждая в том, что он ребенок еще не созрел для школьного обучения, значит, на то есть серьезные основания.
Увы, некоторые родители смотрят не на возможности собственного ребенка, а на других детей и хотят, чтобы ребенок был «не хуже других»: «Все его друзья идут в школу, а он что же, год еще будет ждать? Наш ребенок глупее что ли? Ему будет скучно в детском саду лишний год!». А потом я слышу грустные истории и сожаления тех родителей, которые не послушали моего совета и поспешили поступить в 1-й класс в 6 лет, хотя ребенок был явно к этому не готов!
Что же они получили? Отвращение к обучению, неврозы (бывает, что возникают тики или даже заикание) и настойчивые рекомендации учителя переводится в другую школу или переходить на надомное обучение. Возможно, этот лишний год перед школой и не превратил бы будущего школьника в отличника. Но учиться ему стало бы гораздо легче и многих проблем и с учебой и со здоровьем — можно было бы избежать.
Мой многолетний опыт работы логопеда в детском саду и клинике постоянно подтверждает эти слова.
Думайте прежде всего не о своих амбициях, а о здоровье собственного ребенка, будьте мудрыми родителями. Постарайтесь обратиться к логопеду-дефектологу за год до поступления в 1 класс, и уж совершенно обязательно — за несколько месяцев перед школьным тестированием. Логопед определит состояние звукопроизношения и развития речи, успокоит ваши тревоги, если ребенок готов к школе или подскажет, какие функции нужно «подтянуть», даст необходимые рекомендации и упражнения, которые можно проводить с ребенком дома. Сейчас много доступной литературы, игр и пособий, которые можно использовать для занятий с ребенком.
Помогайте малышу подготовиться к школьному обучению, серьезно подойдите к оценке знаний и готовности к учебным школьным нагрузкам вашего ребенка, и тогда обучение в школе будет для него радостью и принесет ему только пользу.
Успехов Вам и правильного настроя на школьное обучение!
Наталья Игоревна Кулакова
Логопед-дефектолог
Свежие комментарии