Предупреждение дисграфии у дошкольников
При обучении дошкольников чтению и письму родителям следует избегать распространенных ошибок, которые могут привести к нарушениям чтения и письма у дошколят, к дисграфии и дислексии.
Какие же упражнения необходимо делать с ребенком, чтобы предупредить возникновение дисграфии?
Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:
- Важно перед школой и в момент обучения чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.
Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».
Дошкольник должен понимать различия между:
- буквой и звуком;
- гласным и согласным;
- словом, слогом и звуком;
- твердыми и мягкими согласными;
- звонкими и глухими согласными;
Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.
Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У].
- Разложи картинки две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.
- Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т.п).
- Я назову твердый, а ты – парный мягкий ( С – СЬ, М – МЬ и т.п).
- Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука [П] положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук [Б] клади в домик со звоночком.
- У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове бОльшее количество слогов.
- Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.
- Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.
- Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению. Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука [Ш] произносил звук [С], но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорит «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так он будет и писать.
Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг на друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии:
- Если услышишь звук [Ш] подними его символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходи воздух), а если прозвучит звук [С] – покажи его символ (например, насос).
- Повтори за мной звуки, не перепутай: [Ш] [С] [С], [C] [С] [Ш], [Ш] [С] [Ш] и т.д.
- Подними символ звука [Ш], если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук [С] – подними символ звука звук [С].
- Посели слова со звуками [Ш] и [С] в разные домики.
3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: [В] а не [ВЭ], [Щ] а не [ЩА] или [ЩЕ], [Л] а не [ЭЛ] или [ЛЭ]. Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» — «вэаза», вместо «щука» — «щаука», вместо «лапа» — «лэапэа» (это примеры ошибок дошкольников из моей практики), потому что ребенок произносит название буквы как 2 звука. Возникнет путаница в восприятии букв и звуков нашей речи.
Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое), выполняйте упражнения по профилактике дисграфии:
- Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук), ребенок пишет.
- Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет её и произносит (только один звук, обозначающий букву): буква [Ш], буква [Т] и т.д.
- Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинаются с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются с буквы Р (буквы [Р]). Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.
- При обучении письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнит образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.
Проводите с дошкольником упражнения по профилактике оптической дисграфии:
- Обведи букву;
- Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;
- Дорисуй недостающие детали;
- Зачеркни неправильно написанные буквы;
- Выучи стихотворение про букву.
- Какая буква получится, если добавить детали?
- Какая буква получится, если убрать детали?
- Нарисуй букву в воздухе.
- Сравни 2 буквы, чем они похожи и чем отличаются?
Не жалейте времени на занятия с ребенком перед школой. Учите дошкольника читать и писать правильно. Большой выбор пособий и игр поможет Вам сделать занятия интересными и насыщенными. Дисграфию легче предупредить, нежели мучиться с устранением дисграфии в школе. А Ваши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника! Желаю Вам успехов в занятиях!
Свежие комментарии