Семантическая афазия



Семантическая афазияСемантическая афазия самостоятельно редко встречается, чаще всего она входит в состав комплексной афазии легкой степени выраженности и  сочетается с нарушениями пространственного восприятия.

Эта одна из наиболее легких  форм по проявлению речевых нарушений.

Возникает семантическая афазия вследствие поражения теменно-затылочных областей доминантного полушария.

Как же страдает речь при семантической афазии? При этой форме афазии у человека нарушается понимание логико-грамматических конструкций, содержащие количественно-постранственно-временные отношения.

Что это значит, проще говоря?

При семантической афазии пациент не понимает и сам ошибается в употреблении:

  • Пространственных предлогов. Путает и неправильно употребляет предлоги под, из-под, над, в, у, около, между, за, из-за и т.д. Такой человек может сказать, например: «Тапки стоят за кроватью» вместо «под кроватью».
  • Сравнительных конструкций.  Например, пациент может ответить верно на вопрос: «Кто меньше, кошка или тигр?» Но совершенно потеряется, если задать вопрос: «Кошка меньше тигра, или тигр меньше кошки?»
  • Предложений с подчинительными союзами и союзными словами. Пациент путается в понимании и при произнесении таких предложений, как «Я раскрыл зонт, потому что…»,  «Я поспала после того как пообедала».
  • Родительного падежа в атрибутивной функции. Например, слыша фразы «хозяин собаки» и «собака хозяина» пациент не понимает, в какой фразе говорится о хозяине, а в какой – о собаке.
  • Творительного падежа в орудийной функции. Например, пациент плохо понимает фразы «покажи очки указкой», «покажи книгу карандашом», «покажи ручкой книгу».

Также нарушается восприятие географической карты, узнавание времени по часам, может быть нарушено понимание разрядности чисел.

Как же устранять семантическую афазию?

Прогноз достаточно благоприятный, семантическая афазия достаточно хорошо поддается коррекции.

Необходимо подбирать упражнения, направленные на понимание и тренировку в употреблении всех пяти перечисленных лексико-грамматических конструкций и форм, а так же предлагать задания на пространственную ориентировку на листе бумаги, в комнате, на собственном теле, на карте, часах, упражнять в решении примеров (постепенно увеличивая разрядность).

Задания и картинный материал для домашней работы можно найти в пособиях по развитию лексико-грамматического строя речи для дошкольников, а так же в книгах и пособиях по преодолению дисграфии и дислексии. В частности, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на уровне предложений и семантической дислексии, выборочно – аграмматической дислексии и дисграфии.

Упражнения при семантической афазии важно подбирать с картинным материалом, чтобы облегчить понимание фраз и оборотов речи.

 

Перечислю некоторые примеры заданий по коррекции семантической афазии: 

  • Кошка гонится за мышкойУпражнения на употребление пространственных предлогов (подойдут детские игры, книги для младших дошкольников с иллюстрациями по теме «предлоги»).
  • Упражнения на тренировку употребления родительного (атрибутивного) и творительного (орудийного) падежей с использованием картинок, иллюстрирующих фразу и заданиями по выбору картинки, соответствующей смыслу высказывания. Например: «Покажите, где кошка гонится за мышкой, а где мышка гонится за кошкой». Затем подкладывать под картинки надписи (фразы).
  • Упражнения на употребление сравнительных конструкций удобно выполнять, используя картинки разной величины, серии картинок, которые можно разложить в порядке убывания или возрастания по какому-либо признаку, например по тяжести (от менее тяжелого к самому тяжелому), по старшинству (от самого молодого к более старшему) и т.п.
  • Кто тяжелееУпражнения на подбор синонимов, объяснение поговорок.
  • Упражнения на ориентировку на листе бумаги, узнавание времени по нарисованному циферблату и часам. Задания дорисовать предмет, перерисовать сложную фигуру, задания на решение примеров, преодоление акалькулии. Задания показать части тела на себе и на картинке и т.д.

Работа должна строиться от простого к сложному и сопровождаться наглядным картинным материалом, все задания должны отрабатываться как в устной, так и в письменной речи. И повторюсь еще раз: при данной форме афазии необходимо выполнять много заданий по преодолению нарушений пространственной и временной ориентировки.

 

Изучаем предлогиСейчас много доступных логопедических пособий, при желании близкие пациента, страдающего семантической афазией, могут  приобрести  книги и игры, помогающие отработать основные направления речевых нарушений.

 

А вот четкую и индивидуально подобранную систему заданий может подсказать логопед-афазиолог — с учетом специфики речевого дефекта у конкретного пациента. Очень важно точно подобрать речевой материал, достаточный для работы и не чрезмерно сложный, постепенно его усложняя.

Однако медлить нельзя, уже сейчас приобретайте материал для занятий и приступайте, Вы окажете неоценимую пользу человеку, страдающему афазией.

Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart