Сенсорная афазия



Сенсорная афазияПроизошел инсульт или черепно-мозговая травма, после которой у вашего близкого как-то странно нарушилась речь. Человек почти не понимает обращенную к нему речь, пугается, путается, не может почти ничего сказать. Часто бывает, что  речь похожа на «словесный салат» — обильный набор непонятных слов и звуков, произносимых быстро и очень эмоционально.

Врач поставил диагноз сенсорная афазия.  Давайте разберемся, почему возникла такая афазия и как ее преодолеть.

Сенсорная афазия (или акустико-гностическая форма афазии)  возникает при поражении верхневисочных отделов коры левого полушария. Эта область (зона Вернике) отвечает за понимание речи – понимания отдельных звуков и  их различение, а так же соотнесение предмета и его обозначающего слова. Чтобы понимать речь, необходимо уметь слышать звуки (фонемы) и соединять их в слова. У страдающих сенсорной афазией настолько нарушается фонематический слух, что звуки, из которых состоят слова, воспринимаются ими искаженно, смешиваются и, в результате, слова теряют смысл.   Речь начинает восприниматься как иностранная, заболевший почти не понимает вашей речи, может лишь догадываться по ситуации о ваших просьбах. А когда пытается сказать сам – не может подобрать подходящие звуки. Переживание, страх, желание высказаться побуждают его говорить, что выражается в так называемой «логорее», или «словесного салата» — обильном, почти не понятном речевом потоке (при грубой степени сенсорной афазии). Так же как правило, у таких пациентов нарушается письмо и чтение, при всем этом психика и интеллект обычно не страдают.

С чего же начинать восстановление речи в домашних условиях? Предлагаю вам пошаговую краткую программу восстановления речи при сенсорной форме афазии. Если ваш близкий легко справляется с первыми заданиями, можете переходить к следующим видам упражнений. Однако последовательность прохождения материала не нарушайте. Итак…

Общение с человеком, страдающим сенсорной афазией

  • Пожалуйста, говорите с пациентом медленно, простыми короткими фразами, спокойным четким голосом. Помните – человек с такой формой афазии не утратил интеллект и не потерял физический слух, не кричите – от повышенного голоса он не станет лучше понимать речь. Он не может различать звуки речи и слить их в отдельные слова, поэтому сопровождайте свои просьбы жестами, указывайте на предметы, о которых говорите и старайтесь не употреблять сложных слов и длинных инструкций.
  • Человек напуган – он не понимает обращенной речи, словно он иностранец в чужой стране! Помогите ему – успокаивайте, внушайте, что вы вместе найдете выход и выздоровление возможно.
  • При сенсорной афазии, особенно если присутствует «логорея», пациенты очень возбудимы, эмоциональный фон у них может быть очень подвижный, поэтому старайтесь общаться с пациентом ровно, спокойно, без лишней экзальтации и эмоциональной нагрузки.

 

Восстановление речи при сенсорной афазии

  • В первую очередь работаем с пониманием речи. Для этого предлагаем показать окружающие предметы, дополняя их названия функциональным и классификационными признаками («покажи стул, мебель, на которой мы сидим»).
  • Затем так же просим показать части тела и знакомые предметы по картинкам, близких и друзей на фотоальбомах.
  • Предложите пациенту с сенсорной афазией выбрать название предмета и подложить его под картинкой. Обращаю ваше внимание, что сначала  мы предлагаем одновременно только 2 слова, контрастных по звуковому наполнению и длине (дом – ложка). Можно пытаться переписывать эти слова по образцу. Если правая рука не слушается, пусть пациент пишет левой рукой.
  • Сразу же стимулируйте диалог, задавая простые вопросы. Если человек не может ответить словом «да» или «нет», пусть отвечает жестом. Затем усложняйте вопросы, предлагая выбрать ответ из нескольких правильных. Например:  хлеб режут…. ножом, ложкой, топором? Постепенно вопросы диалога усложняются, можете вводить в занятия тематические беседы, например: «В поликлинике», «в магазине».
  • Параллельно используем задания на подбор слов в пределах классификаций предметов: посуда, одежда, продукты, кушанья, мебель и т.п.
  • Домашние задания для детей с ОНРДополняем словарь глаголами и прилагательными – предлагаем подобрать действие или признак к слову, например: Корова что делает?Корова мычит, жует, бодает… Чашка какая?Чашка синяя, стеклянная, большая, красивая… Для своих занятий вы можете использовать книги для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР. Большинство заданий можно легко адаптировать к пациентам с сенсорной афазией.
  • Электронная азбукаПодключаем чтение и письмо: предлагаем читать и писать  (переписывать) буквы, цифры, слова и фразы с опорой на картинку. Здесь поможет букварь, а так же озвученный детский электронный плакат-азбука. Ваш пациент может нажимать на буквы самостоятельно и слышать звук, их обозначающий.
  • Следующим этапом будет активная работа по восстановлению фонематического слуха. Например, тренируем в определении одинакового первого звука в различных словах (роза – рубашка), различных первых звуков в словах, различение оппозиционных звуков по таким признакам, как твердость-мягкость, звонкость – глухость (п-б, к-кь). Существует много упражнений, которые помогают восстановить различение звуков, из которых состоит наша речь. Вы можете воспользоваться упражнениями для коррекции дисграфии и дислексии: составление слов из букв разрезной азбуки, вставка недостающих букв или слогов в слово и т.д. Подробнее можно посмотреть в статьях Дисграфия и Дислексия в рубрике Письмо и чтение.
  • Если же все указанные упражнения вашему пациенту по силам, можете приступать к дальнейшей работе по составлению фраз и рассказов по сюжетным картинкам, переписыванию текстов и написанию коротких изложений,  чтению и пересказу текстов, написанию текстов в виде писем и т.п.
  • Так же советую использовать на этом этапе упражнения, содержащиеся в статье Акустико-мнестическая афазия. Ведь как правило, изолированно сенсорная афазия встречается редко, часто к ней подмешиваются проявления акустико-мнестической афазии, так что смело используйте упражнения из статей и видеоуроков по этой форме афазии, однако только на позднем этапе восстановления, порядок прохождения упражнений не меняйте.

Также упражнения по восстановлению речи есть в рубрике Потеря речи.

Сейчас много информации о том,  что такое афазия и как вы можете помочь своему родственнику преодолеть этот недуг. Поверьте, это возможно и это в ваших силах!

       Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart