Артикуляционная гимнастика
Чтобы подготовить мышцы артикуляционного аппарата к постановке звуков, необходимо индивидуально, дифференцированно подойти к выбору артикуляционных упражнений исходя из особенностей артикуляционного аппарата и состояний мышц, отвечающих за произнесение звука. Точный и подробный список необходимых упражнений сможет дать только логопед с учетом индивидуального случая нарушения звукопроизношения.
Если же пока нет возможности посетить логопеда, или речь ребенка развивается нормально, и вы хотите помочь ему в овладении новыми звуками, можете воспользоваться моей подборкой. Все упражнения показали свою эффективность, я использую их в своей логопедической практике.
Упражнения обязательно проводить перед зеркалом (чтобы ребенок мог контролировать выполнение упражнения), по 10 — 15 минут (каждое упражнение повторяется 5-7 раз).
И не забывайте каждый раз хвалить малыша за его успехи, это вселит в него уверенность в своих силах, а занятия будут продуктивнее.
Подготовительные упражнения для постановки звуков Р и Рь
1. «Кучер».
а) Губы расслаблены, произнести « – тпру – ».
б) То же + язык между губами. Язык спокойный, широкий, дрожит вместе с нижней губой. Губы не поджимать.
2. «Маляр».
Рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы. Языком, как кисточкой, покрасим «потолочек» — проводим по средней линии от зубов до твердого нёба и обратно.
3. «Лошадки».
Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Пощёлкать языком. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.
4. «Грибок».
Рот широко открыт, видны и верхние, и нижние зубы. От упражнения «Лошадки». Лошадки скачут очень медленно, затем надо «поймать» положение языка, когда рот широко открыт, широкий язык прилипает к нёбу («потолочку») – это шляпка, а под языком натягивается связка – это ножка грибка.
5. «Барабанщики».
Рот открыт широко, видны и верхние и нижние зубы. Кончик языка верхним альвеолам (бугоркам) за верхними зубами, произнося звук «д – д – д» (сильно дуем на кончик языка). Боковые края языка прижаты к боковым верхним зубам.
Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков
- «Вкусное варенье». Рот открыт, видны нижние зубы. Широким языком облизать (сверху вниз по прямой линии) верхнюю губу. Рот всё время открыт. Нижней губой не помогать, не поджимать её.
- «Чашечка». Рот широко открыт, видны и верхние, и нижние зубы.
- а) Широкий язык «прилипает» к верхней губе (как будто хотим облизнуть ее);
- б) С загнутыми краями отходит от верхней губы. Язык удерживается на весу, все его края загнуть внутрь. Ни зубов, ни губ язык не касается. Удерживать это положение под счёт до 5-ти.
- «Фокус». Рот открыт. Видны нижние зубы. Язык «ковшиком» выдвигается вперёд. На кончик носа кладётся маленький кусочек ваты. Нужно сдуть вату с носа. Воздушная струя идёт вверх. При правильном выполнении упражнения вата должна лететь только вверх. Повторить 5 раз.
Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков
- «Накажи непослушный язычок». Рот открыт. Язык широкий, спокойный, лежит между губами. Ребёнок нажимает губами на язык, произнося: пя-пя-пя.
- «Блинчики» От упражнения «непослушный язычок». Язык широкий, спокойный, лежит на нижней губе (как блин на сковородке). Рот открыт, губы не поджимать.
- «Заборчик». Губы в улыбке, видны и верхние, и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Упражнение выполняется без напряжения, губы не поджимать. Удерживать это положение под счёт до 5-ти. Повторить 5 раз.
- «Калиточка». От упражнения «заборчик», но зубы немного разжимаются, образуя щель между передними резцами2 мм. Удерживать это положение под счёт до 5-ти.
- «Киска сердится» Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Кончик языка «прилипает» к нижним зубам изнутри. На счёт «раз» кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка прогибается вверх. На счет «два» — язык опускается и лежит спокойно на «донышке» рта (кончик языка не отходит от нижних зубов).
Подготовительные упражнения для постановки звуков Л и Ль
- «Покусай язык». Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Язык между зубами. Покусать его, начиная с кончика к середине языка. Затем наоборот.
- «Протолкни язык». Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Стараться кончиком языка разжать зубы и протолкнуть кончик языка. Зубы сильно не сжимать.
- «Прятки». Язык зажать между зубами, а затем быстро убрать.
- «Заборчик» — «Трубочка». Губы в улыбке, зубы видны («Заборчик»). Удерживать на 5 счетов. Затем вытянуть губы «трубочкой». Удерживать так же на 5 счетов. Чередовать до 8 раз.
- «Качели». Рот широко открыт и видны верхние и нижние зубы. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри, затем в нижние (под счет: раз – два).
- «Парус». Рот широко открыт и видны верхние и нижние зубы. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. Удерживать под счет до 5-ти.
- «Пароход гудит». Кончик языка зажать между зубами, губы в улыбке, зубы видны. В таком положении произносить звук [Ы] (фонетически даем образец длительного произнесения звука [Л]).
Кулакова Наталья Игоревна логопед-дефектолог
Свежие комментарии