20 развивающих речевых игр с картинками
Занимательные игры дома и в дороге
(20 развивающих речевых игр с картинками)
Автор-составитель: учитель-логопед Нурмухаметова Лариса Рафиловна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 1 село Бураево» муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Специально подобранные речевые игры с картинками помогают решать педагогические и коррекционные задачи в учебно-игровой ситуации. Наглядно-игровые средства способствуют возрастанию у ребёнка интереса к занятиям, повышения внимания и развития речевой активности.
Задача данного пособия помочь взрослым развивать фонематический слух ребёнка, навыки звукового анализа, обогащать словарный запас, развивать мышление, память, внимание, а также сделать процесс автоматизации звуков более эффективным.
Используя всего 10 картинок, взрослый, будь то педагог или родитель, сможет, следуя инструкциям, провести с ребёнком обучающие и развивающие речевые игры в любом месте (дома, на свежем воздухе, в машине, поезде и т.д.). Всего несколько картинок, а сколько вариантов речевых игр. Следуя за взрослым, экспериментируя вместе с ним, ребёнок может и сам придумать свою игру. Играть взрослый может с одним ребёнком или двумя.
В комплекте игры всего 10 картинок, их можно заменить другими, имеющимися под рукой, картинками. Примерный перечень картинок на определённые звуки:
Картинки на звук [Ш]
шар, шапка, ромашка, машина, мишка, лошадь, лягушка, дедушка, мышь, груша
Картинки на звук [Ж]
Жук, жаба, лыжи, журавль, жёлудь, жеребёнок, баклажан, жакет, живот, ножницы
Картинки на звук [Р]
Рыба, роза, шар, рука, самовар, тигр, ковёр, коробка, помидор, комар
Картинки на звук [Л]
Лак, лампа, лук, кукла, стол, пчела, халат, осёл, яблоко, лопата
Картинки на звук [С]
Собака, лиса, самолёт, глобус, сова, слон, ананас, каска, санки, нос.
Картинки на звук [З]
Зонт, коза, замок, зубр, ваза, медуза, язык, забор, роза, газета.
Картинки на звук [Ц]
Цапля, огурец, цепь, цветок, курица, колодец, пуговица, царь, ранец, лестница.
Рассмотрим игры-задания на примере слов со звуком [Ш]
Игра 1. «Запомни и повтори»
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Разложить 6-10 картинок (в зависимости от возраста ребёнка), дать ребёнку запомнить их, можно вместе проговорить названия картинок. Затем картинки закрываются, далее ребёнок должен вспомнить и назвать их по памяти.
Игра 2. « Что пропало?»
Цель: развитие зрительной памяти
Перед ребёнком раскладываются картинки, ребёнок запоминает их, затем закрывает глаза, а в это время взрослый убирает картинку. Ребёнок должен сказать, какая картинка пропала.
Игра 3. «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ребёнок запоминает картинки, закрывает глаза, взрослый меняет картинки местами. Ребёнок должен сказать, что изменилось.
Игра 4. «Кто это? Что это?»
Цель: дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Задай вопрос к каждой картинке: кто? или что?
«Что?» — шар, «Кто?» — дедушка и т.д.
Игра 5. «Посчитай предметы»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными
Посчитай от 1 до 7 с названиями картинок
Один шар, два шара, … семь шаров.
Игра 6. «Назови правильно»
Цель: совершенствовать грамматический строй.
Произнеси названия картинок со словом «много»: много шаров, много шапок, много ромашек, много машин, много мишек, много лошадей, много лягушек, много дедушек, много мышей, много груш.
Игра 7. «Скажи быстро»
Цель: развивать логическое мышление, словарный запас.
Подобрать к действию подходящий предмет.
Растёт — … (ромашка, груша)
Летит — … (шар)
Едет — … (машина)
Лежит в шкафу — … (шапка)
Скачет — … (лошадь)
Идёт — … (дедушка)
Сидит плюшевый — … (мишка)
Шуршит — … (мышь)
Игра 8. «Подбери картинку»
Цель: упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
Подобрать подходящее слово к определению.
Воздушный — … (шар)
Шерстяная — … (шапка)
Луговая — … (ромашка)
Спортивная — … (машина)
Серая — … (мышь)
Добрый — … (дедушка)
Резвая — … (лошадь)
Сочная — … (груша)
Болотная — … (лягушка)
Плюшевый — … (мишка)
Игра 9. «Придумай предложение»
Цель: развивать навыки составления предложения.
Придумай предложение с данными словами.
Игра 10. «Подбери слово»
Цель: повторить обобщающие слова, закрепить их в речи.
Подбери к обобщающему слову подходящую картинку
Головные уборы — … (шапка)
Цветы — … (ромашка)
Транспорт — … (машина)
Игрушки — … (мишка)
Фрукты — … (груша)
Животные – … (лошадь)
Игра 11. «Какой? Какая?»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Подбери к картинкам слова-признаки.
Шар – воздушный, лёгкий, красивый, синий …
Шапка – шерстяная, вязаная, новая, красивая, детская …
Ромашка – луговая, садовая, ароматная, …
Машина – легковая, спортивная, гоночная, новая, …
Мишка – плюшевый, игрушечный, пушистый, мягкий,…
Игра 12. «Замени слово»
Цель: развивать словарный запас
Замени слово другим, близким по значению
Машина – автомобиль, ромашка – цветок, шапка – панама, лошадь – конь, лягушка – жаба, мишка – игрушка, …
Игра 13. «Назови ласково»
Цель: упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Назови ласково названия картинок
Шар – шарик, ромашка – ромашечка, шапка – шапочка, машина – машинка, …
Игра 14. «Сколько слогов?»
Цель: упражнять в определении количества слогов.
Прохлопай слова: шар, мышь, ма-ши-на, шап-ка, ро-маш-ка, миш-ка, …
Игра 15. «Назови общий звук»
Цель: упражнять в выделении звука в словах, развитие слухового внимания.
Назови общий звук во всех словах.
Игра 16. «Сколько звуков?»
Цель: развивать фонематический слух, навыки звукового анализа
Назови количество звуков в словах шар, машина,мишка, мышь.
Игра 17. «Лишняя картинка»
Цель: учить различать на слух в словах звуки [ш]
Какое слово лишнее в данном ряду?
Мишка, лошадь, стол, машина
Игра 18. «Найди место звука в слове»
Цель: развивать навыки звукового анализа, упражнять в определении места звука в словах
Где находится звук [ш] в словах (в начале, в середине, в конце)?
В начале слова – шар, шапка
В середине слова – машина, ромашка, мишка, лошадь, лягушка, дедушка, груша
В конце слова – мышь
Игра 19. «Закончи предложение»
Цель: совершенствовать грамматический строй.
Закончить предложения, подобрав соответствующее слово.
На болоте живёт … (лягушка).
Мама подарила плюшевого … (мишку).
В вазе стоит букет из … (ромашек).
На конюшне много … (лошадей).
На дереве растут … (груши).
Игра 20. «Отгадай загадку»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, обогащать и активизировать словарный запас.
В уголочке за печушкой
Шуршат резвые девчушки,
Любят сухари и пышки,
А зовут девчушек … (мышки).
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели…. (лук)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный… (огурец)
Круглое, румяное,
С дерева упало,
Любе в рот попало… (яблоко)
Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички… (ромашка)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета… (жёлудь)
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает… (курица)
Днём спит,
Ночью летает… (сова)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь … (осёл)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком… (собака)
Под полом таится,
Кошки боится… (мышь)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой… (рыба)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит… (комар)
Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт… (жук)
Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка.
Кто она?… (лягушка)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
И поделится медком… (пчела)
Сухой – клин,
мокрый – блин… (зонт)
Сижу верхом,
Не знаю на ком … (шапка)
Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются… (лыжи)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот многое знает … (газета)
Молчит, за нас работает… (лошадь)
Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит… (самолёт)
Использованная литература:
- Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки. Изд-во «Сфера», 2014 г.
- Ёлкина Н..В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль, 2005 г.
Как много разных заданий, полезная статья.
Марина, благодарю за отзыв! Заходите на мой сайт, тут постоянно публикуются новые статьи по развитию и восстановлению речи.