Логопедическое панно «Яблоня»



Логопедическое панно  для детей дошкольного возраста  «Яблоня»

 

Автор: учитель-логопед
МБОУ ДС № 76 «Подснежник»
г. Нижневартовск
Бунина Ольга Владимировна

 

Данное игровое пособие соответствует требованиям ФГОС ДОУ, в частности:

  • Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы (помещения) для коррекции недостатков речевого развития воспитанников;
  • обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;
  • обеспечивает учет возрастных особенностей детей;
  • данное пособие является содержательно насыщенным, полифункциональным,   вариативным, доступным и безопасным.
  • обеспечивает игровую ,познавательную, исследовательскую и творческую активность  воспитанников;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Применение логопедического панно на коррекционных  НОД ставит  цели:

  1. Автоматизация и дифференциация звуков

  • изолированно
  • в слогах
  • в словах
  • в предложениях
  • в речи

     2. Формирование (коррекция) слоговой структуры слова.

  • Отработка слов различной слоговой структуры:

Двусложные слова из открытых слогов (муха, ива, сова)

Трехсложные слова из открытых слогов (ягоды, малина, ворона)

Односложные слова из закрытого слога (лес, жук)

Двухсложные слова со стечением согласных (ветка, медведь, рыжик)

Трехсложные слова с закрытым слогом (василек, моховик, бурундук)

Трехсложные слова со стечением согласных (кукушка, улитка, клубника)

Односложные слова со стечением согласных (лист, куст)

Двусложные слова с двумя стечениями (гнездо, птенцы, клюква)

Четырехсложные слова из открытых слогов (гусеница, черепаха, смородина)   

 

     3. Развитие фонематического восприятия, формирование навыка звукового анализа и синтеза;

  • Дифференциация слогов;
  • Дифференциация фонем.

     4. Развитие словаря и словообразовательных процессов;

  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;
  • Уточнение и активизация словаря прилагательных, развитие описательной лексики;
  • Образование существительных в уменьшительной форме;
  • Образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных от существительных;
  • Подбор числительных один или одна к существительному;

     5. Развитие грамматического строя речи

  • Совершенствование понимания и запоминания ребенком речевой инструкции;
  • Повторение предложений;
  • Составление предложений из слов представленных на панно;
  • Образование существительных множественного числа
  • Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными;

     6. Формирование связной речи

  • Развитие речевого внимания и понимания речи;
  • Обучение отвечать на вопросы развернуто, полным ответом;
  • Составление фразы с опорой на картинку и вопрос;
  • Формирование навыка связного высказывания с элементами творчества.

     7. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве, на плоскости

 

Описание логопедического пособия:

Панно является многофункциональным, мобильным и легко применяемым пособием. Оно нарисовано красками на стене логопедического кабинета. Его размер 1 м 70 см Х 1 м 80 см. Животные, птицы, насекомые, цветы, грибы, ягоды крепятся к нему с помощью клейкой ленты. Все предметы легко снимаются и могут быть перенесены в любое место. В ходе работы ребенок не просто созерцает картину, а действует с ней, изменяет по своему замыслу, озвучивая свои манипуляции.

Применение панно в логопедической работе позволяет учителю-логопеду  проводить коррекцию и развитие всех компонентов речи, применять его как  на индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятиях.

Панно «Яблоня» в первую очередь направлено на автоматизацию коррегируемых звуков, а также их дифференциацию. Основная рабочая часть панно располагается на доступном для детей уровне. Возможность свободного действия с магнитными картинками, простота их перемещения повышает интерес детей, активизирует их речевую деятельность.

 

Перечень игр с логопедическим панно «Яблоня»

 

 Автоматизация звука (например «Р»)

Вариант 1

Просим ребенка разместить на яблоне только те фишки, на которых есть картинка со звуком «Р». Фишка должна располагаться на любом месте в пределах яблони.

 

Вариант 2

Просим ребенка разместить фишки со звуком «Р», «Рь» таким образом, чтобы картинки с мягким звуком «Р» были на зеленом фоне, а с твердым «Р» на синем фоне. Можно предложить детям работу в парах.

 

Вариант 3

Просим ребенка найти фишки со звуком «Р» в начале слова и разместить их только на почку (начало слова). Возможна дифференциация твердость-мягкость (располагаем фишки соответственно на синем или зеленом фоне).

 

Вариант 4

Просим ребенка найти фишки со звуком «Р» в начале слова и разместить их только на цветочек (середина  слова). Возможна дифференциация твердость-мягкость (располагаем фишки соответственно на синем или зеленом фоне)

 

Вариант 5

Просим ребенка найти фишки со звуком «Р» в начале слова и разместить их только на плод  (конец  слова). Возможна дифференциация твердость-мягкость (располагаем фишки соответственно на синем или зеленом фоне).

 

Вариант 6

Просим ребенка выбрать любую фишку на панно и описать изображенный на ней предмет, проговаривая полное развернутое распространенное предложение (возможно оказание помощи педагогом). Например: Рыба. Мы с папой в реке поймали большую рыбу, и отпустили ее обратно. Таким образом, проговаривая предложения, ребенок снимает все фишки  с панно, закрепляя звук в слове еще раз.

 

Вариант 7

Логопед предлагает ребенку снять с дерева фишки сложной слоговой структуры, например: сковорода, скворец и др.

 

Вариант 8

Логопед предлагает ребенку снять с дерева фишки, называя предметы ласково. Например: Рыба – рыбка и т.д.

 

Дифференциация звуков (например: «Р», «Л»)

На обороте панно «Яблоня» представлен фон также двух цветов. Данное панно направлено на дифференциацию звуков.  На ствол дерева располагаются буквы, с  которыми ребенок будет работать («Р» и «Л»).

 

Вариант 1

Логопед располагает на яблоне фишки с изображением слов, которые начинаются на «Р» и «Л», ребенок снимает поочередно фишки с двух яблонь и проговаривает изображенные на них картинки.

 

Вариант 2

Логопед ошибочно располагает фишки со звуком «Л» на дереве со звуком «Р» и просит ребенка найти ошибки. Ребенок снимает ошибочные фишки с дерева.

 

Вариант 3

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Большой-маленький» используя фишки деревьев. Ребенок должен составить предложение типа: Рак большой, а лимон маленький.

 

Вариант 4

Логопед предлагает ребенку снять с дерева фишки, где нет звуков «Р», «Л».

 

Вариант 5

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Мой, твой», используя фишки с деревьев «Р», «Л», Проговаривая предложения типа: Мой рак, твой лимон. А также с использованием описательной лексики, например: Мой красный рак, твой желтый лимон.

 

Вариант 6

Логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Один, много», назвать один предмет с дерева «Р», а несколько предметов с дерева «Л». Например. Один рак и пять лимонов.

 

Вариант 7

Логопед  предлагает ребенку поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок проговаривает все предметы на Яблоне, закрывает глаза. Логопед убирает один или несколько предметов на звук Р», или «Л». Ребенок должен определить чего не стало.




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart