Логопедическое занятие для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков [ч’], [щ’]
Задачи:
а) образовательные:
— уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие;
— закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ];
б) коррекционно-развивающие:
— развивать концентрацию внимания, объём памяти, мелкую моторику кистей рук, фонематический слух, фонематическое восприятие, диалогическую речь;
— расширять словарный запас;
в) воспитательные:
— умение слушать собеседника, работать в коллективе.
Оборудование:
- деревья, вырезанные из картона,
- цветы мать и мачехи,
- кочки, сделанные из картона со слогами (ЧА, ЩУ, ЧИ …),
- корзинка,
- плащ черный,
- удочка (палочка с веревочкой),
- игрушечные рыбки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед : Ребята на улице весна, растаял снег, и сегодня мы с вами отправляемся в ЧА — ЩУ.
Дети : А что такое ЧАЩА?
Логопед: Ребятки, а кто-нибудь знает, что такое чаща?
(Ответы детей).
Логопед: Вы хотите там побывать?
Дети: ДА!
2. Основная часть.
Логопед: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, мы с вами разомнем язычок.
Готовы?
Дети: Да!
Логопед:
Открываем ротик-дом. (Дети открывают рот).
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин язычок (показывают язык),
Он удобно в доме лёг (убирают язык).
В этом доме две стены,
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться (дети втягивают щёки внутрь),
А потом как шар раздуться (надувают щёки).
Двери – губы гибкие могут стать улыбкою (губы в улыбке),
Могут в трубочку собраться (губы вперёд),
После снова улыбаться (губы в улыбке).
Язычок там не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Логопед: Молодцы, ну язычок размяли, можно и в путешествие отправляться.
Но, чтобы наше путешествие не было долгим и утомительным, нас с вами сейчас укроет чёрный плащ, и мы как в сказке оЧутимся в чаЩе.
(В это время ассистенты выставляют деревья, ручеёк, разбрасываются цветочки мать и мачехи, кочки из бумаги).
На другом берегу сидит Чебурашка и ловит удочкой рыбу.
Открываемся.
(Снимают плащ, а перед детьми ЧАЩА из декораций)
Логопед: Ребятки, вы посмотрите какая красота. Что вы видите?
Дети: ЦветоЧки.
Логопед: Как они называются?
Дети: Мать и маЧеха.
Логопед: Да , правильно, это лекарственное растение. Давайте наберём с собой (дети собирают цветы в корзиночку).
Логопед: Детки, а что мы с вами делаем?
Дети: Мы собираем цветоЧки в корзиноЧку.
Логопед: Ой, ребята, смотрите, а кто там на другом берегу речки?
Дети: Это Чебурашка.
Логопед: Интересно, а что он там делает? Нужно до него добраться.
А что бы до него добраться, нам нужно прыгая по кочкам, поменять звук Ч на Щ, а звук Щ на Ч. (на кочках написаны слоги ЧА, ЩУ, ЧИ …)
(Дети прыгают по кочкам меняя слоги (Например: ЩА — ЧА)).
Логопед: Что мы с вами делаем? По коЧкам вприскоЧку перебирались Через реЧку. (Дети повторяют).
Логопед: Ура! Мы на другом берегу.
Давайте посмотрим, что же делает Чебурашка?
Дети: Ловит удоЧкой рыбу.
Логопед: Давайте узнаем, какую рыбу ловит Чебурашка.
Дети: Чебурашка, а какую рыбу ты ловишь?
Чебурашка начинает складывать рыбку в ящик
Логопед: Плавниками, трепеЩа, ходит Щука в круг леЩа.
Дети повторяют вместе с логопедом (2 раза).
Логопед: Ну вот наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.
(Накрываются плащом). Ассистенты все убирают.
3. Заключительная часть.
Логопед: Ребята, давайте составим рассказ о нашем путешествии.
Дети: Мы были в чаЩе. На берегу реЧки мы видели Чебурашку. Он ловил удоЧкой Щуку и леЩей. В корзиноЧки мы насобирали цветоЧки. Было Чудесно.
Логопед: Спасибо за занятие, все молодцы!
Учитель-дефектолог
Повид Ирина Михайловна
МАДОУ № 13 «Дельфин», г. Валдай
Свежие комментарии