Логопедическое занятие для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков [ч’], [щ’]



 Задачи:

а) образовательные: 

— уточнить правильную артикуляцию звуков [ч], [щ] с опорой на зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие;

— закрепить произносительную и слуховую дифференциацию звуков [ч], [щ];

б) коррекционно-развивающие:

— развивать концентрацию внимания, объём памяти, мелкую моторику кистей рук, фонематический слух, фонематическое восприятие, диалогическую речь;

— расширять словарный запас;

в) воспитательные:
— умение слушать собеседника, работать в коллективе.

 

Оборудование:

  • деревья, вырезанные из картона,
  • цветы мать и мачехи,
  • кочки, сделанные из картона со слогами (ЧА, ЩУ, ЧИ …),
  • корзинка,
  • плащ черный,
  • удочка (палочка с веревочкой),
  • игрушечные рыбки.

 

                                                            Ход занятия

 

1. Организационный момент

 

Логопед : Ребята на улице весна, растаял снег, и сегодня мы с вами отправляемся в ЧА — ЩУ.

 

Дети : А что такое ЧАЩА?

 

Логопед: Ребятки, а кто-нибудь знает, что такое чаща?

 

(Ответы детей).

 

Логопед: Вы хотите там побывать?

 

Дети: ДА!

 

2. Основная часть.

 

Логопед: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, мы с вами разомнем язычок.

 

Готовы?

 

Дети: Да!

 

Логопед:

Открываем ротик-дом. (Дети открывают рот).

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин язычок (показывают язык),

Он удобно в доме лёг (убирают язык).

В этом доме две стены,

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться (дети втягивают щёки внутрь),

А потом как шар раздуться (надувают щёки).

Двери – губы гибкие могут стать улыбкою (губы в улыбке),

Могут в трубочку собраться (губы вперёд),

После снова улыбаться (губы в улыбке).

Язычок там не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Логопед: Молодцы, ну язычок размяли, можно и в путешествие отправляться.

 

Но, чтобы наше путешествие не было долгим и утомительным, нас с вами сейчас укроет чёрный плащ, и мы как в сказке оЧутимся в чаЩе.

 

(В  это время ассистенты выставляют деревья, ручеёк, разбрасываются цветочки мать и мачехи, кочки из бумаги).

 

На другом берегу сидит Чебурашка и ловит удочкой рыбу.

 

Открываемся.

 

(Снимают плащ, а перед детьми ЧАЩА из декораций)

 

Логопед: Ребятки, вы посмотрите какая красота. Что вы видите?

 

Дети:  ЦветоЧки.

 

Логопед: Как они называются?

 

Дети: Мать и маЧеха.

 

Логопед: Да , правильно, это лекарственное растение. Давайте наберём с собой (дети собирают цветы в корзиночку).

 

Логопед: Детки, а что мы с вами делаем?

 

Дети: Мы собираем цветоЧки в корзиноЧку.

 

Логопед:  Ой, ребята, смотрите, а кто там на другом берегу речки?

 

Дети: Это Чебурашка.

 

Логопед: Интересно, а что он там делает? Нужно до него добраться.

 

А что бы до него добраться, нам нужно прыгая по кочкам, поменять звук Ч на Щ, а звук Щ на Ч. (на кочках написаны слоги ЧА,  ЩУ, ЧИ …)

 

(Дети прыгают по кочкам меняя слоги (Например: ЩА — ЧА)).

 

Логопед: Что мы с вами делаем? По коЧкам вприскоЧку перебирались Через реЧку. (Дети повторяют).

 

Логопед: Ура! Мы на другом берегу.

Давайте посмотрим,  что же делает Чебурашка?

 

Дети: Ловит удоЧкой рыбу.

 

Логопед: Давайте узнаем, какую рыбу ловит Чебурашка.

 

Дети: Чебурашка, а какую рыбу ты ловишь?

 

Чебурашка начинает складывать рыбку в ящик

 

Логопед: Плавниками, трепеЩа, ходит Щука в круг леЩа.

 

Дети повторяют вместе с логопедом (2 раза).

 

Логопед: Ну вот наше путешествие заканчивается, пора возвращаться.

(Накрываются плащом). Ассистенты все убирают.

 

3. Заключительная часть.

 

Логопед: Ребята, давайте составим рассказ о нашем путешествии.

 

Дети: Мы были в чаЩе. На берегу реЧки  мы видели Чебурашку. Он ловил удоЧкой Щуку и леЩей. В корзиноЧки мы насобирали цветоЧки. Было  Чудесно.

 

Логопед: Спасибо за занятие, все молодцы!

 

          Учитель-дефектолог

 Повид Ирина Михайловна

                  МАДОУ № 13 «Дельфин»,  г. Валдай




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart