Обобщение опыта работы по теме «Формы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи»



Обобщение опыта работы по теме:

“Традиционные и нетрадиционные формы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

 

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.

Но все более ухудшающаяся экология, стрессы, неблагополучные социальные условия жизни повышают процент детей, рождающихся с проблемами в развитии центральной нервной системы и, как следствие, с речевой патологией.

По-моему, слова великого Цицерона, как нельзя лучше объясняют смысловую составляющую профессии учителя-логопеда: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку».

В 2010 году я обобщила свой передовой педагогический опыт работы по теме: «Традиционные и нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики».  В течение трех последних лет активно внедряю его  в свою практическую деятельность.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев.  Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?  Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Для более старшего возраста оптимальным является использование физкультминуток и пальчиковых игр.

Пальчиковые игры и физминутки обладают развивающим, оздоравливающим воздействием. Их использование играет большую роль для развития речи детей:

— Подготавливает ребенка к рисованию и письму;

— кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

— исчезает напряжение, снимается умственная усталость.

Дети старшего возраста оформляют пальчиковые игры реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками. Также в работе используются счетные палочки, из которых делаются различные фигуры, и все это сопровождается различными стихотворениями.

Хорошим средством для развития движений пальцев являются игра в «Театр пальчиков», кукольный театр.

Интересны детям и задания, где нужно собрать разрезные картины, пазлы. Где целью является не только развитие тонких движений пальцев рук, но и мышления, зрительного восприятия.

С удовольствием в работе использую игры- шнуровки, которые способствуют не только освоению навыков шнуровки, но и развитию речи, концентрации внимания, мышления, фантазии.

В работе своей использую не только готовые игры-шнуровки, но и делаю их сама. Стараюсь, чтобы дети, прошнуровывая детальки еще и развивали речь, например, развивали лексико-грамматические категории. Так мною были разработаны такие игры-шнуровки, как: «Гномики», «Поезд», «Определи, какой звук есть в слове», «Твердый или мягкий», «Подари шарик клоуну» и т.д.

razvitie-melkoi-motoriki-1

 

Нетрадиционные формы развития мелкой моторики:

— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

 razvitie-melkoi-motoriki-2

 

 

 

Также в свою работу я внедрила такую инновационную технологию, как су-джок терапия. Эта лечебная система создана не человеком, а самой Природой. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Очень полезен массаж кончиков пальцев ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу.

По данной теме были разработаны  игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ  и родителей. Также мой труд по теме: «Развитие мелкой моторики у детей с ранним детским аутизмом» был опубликован в сборнике: «Актуальные проблемы психологической и логопедической помощи в системе здравоохранения», участником конференции, которой я была 14 ноября 2012 года в городе Набережные Челны.

Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики. У детей:

— формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;

— развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;

— у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;

— развивается мышечная активность;

— развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга.

Таким образом, реализация данной коррекционно – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе.

 

 Учитель-логопед

Хуснутдинова Лейсан Рафисовна

МБДОУ № 28 Ново-Савиновского района г.Казани




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart