Использование информационных технологий в работе учителя — логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья



Использование информационных технологий в работе учителя — логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

 

учитель-логопед Закирова Евгения Юрьевна ,
учитель-логопед Фастатая Евгения Владимировна
ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности»
отделение «ДАР» по  Новокузнецкому городскому округу
 

Из года в год количество детей с различными нарушениями развития увеличивается – это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, а также  речевые патологии. Перед педагогами все чаще встает вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение специализированных и общеразвивающих компьютерных программ, направленных на коррекцию и развитие нарушенных процессов и функций, мультимедийных презентаций и развивающих игр в программе Microsoft PowerPoint, текстового редактора Microsoft Word в процессе обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентационные технологии.

Электронные презентации, дают возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Презентация может быть использована как при изучении нового материала, так и при его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания, учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащегося с подобного рода ресурсами.

soedini-slogiИспользование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, что в свою очередь способствует формированию положительной мотивации учащихся. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

Детям, которые испытывают специфические трудности в овла­дении письменной речью, особенно важ­но иметь в своем распоряжении те сред­ства редактирования текста, которые не отягощают эту деятельность, не разруша­ют ее структуры, не отбивают желания совершенствовать свою речь.

Традиционно используемые в обуче­нии средства редактирования текста – пе­реписывание и работа над ошибками – не совсем пригодны для ребенка, имеющего нарушения письменной речи, поскольку не только не облегчают, но отягощают и без того сложную для него деятельность. Они не способствуют (если не препятствуют) формированию, развитию и поддержанию мотивации маленького школьника к ос­воению столь трудной для него письмен­ной формы речи. Используя эти средства, ребенок лишается необходимой возможности редактировать целостный текст, по­стоянно анализируя, насколько он улуч­шается под влиянием каждого внесенно­го изменения.

zadanieСовременным средством создания и редактирования текста являются компьютерные програм­мы под общим названием «текстовые ре­дакторы».

Компьютерная технология редакти­рования текста может содействовать фор­мированию у школьника осознанного стремления находить и исправлять свои ошибки, поскольку, чем больше погреш­ностей в тексте он найдет и чем более умело их исправит, тем скорее достигнет безупречного качества и почувствует себя более состоятельным автором. Этот аргу­мент нам кажется особенно важным, так как обучение детей, испытывающих значительные трудности на пути освоения пись­менной речи, должно быть построено так, чтобы не только не закрепить у них ощу­щение своей неполноценности, но дать возможность чувствовать себя все более умелым автором по мере преодоления этих трудностей. В этом состоит уникальность тек­стового редактора как средства развития письменной речи детей младшего школь­ного возраста и смысл его применения в специальном обучении.

Таким образом, практическое применение специализированных и общеразвивающих компьютерных программ, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и способствует достижению наибольшей эффективности в коррекции нарушенных функций.

 

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart