Использование информационных технологий в работе учителя — логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Использование информационных технологий в работе учителя — логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
учитель-логопед Закирова Евгения Юрьевна , учитель-логопед Фастатая Евгения Владимировна ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности» отделение «ДАР» по Новокузнецкому городскому округу
Из года в год количество детей с различными нарушениями развития увеличивается – это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, а также речевые патологии. Перед педагогами все чаще встает вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение специализированных и общеразвивающих компьютерных программ, направленных на коррекцию и развитие нарушенных процессов и функций, мультимедийных презентаций и развивающих игр в программе Microsoft PowerPoint, текстового редактора Microsoft Word в процессе обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентационные технологии.
Электронные презентации, дают возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Презентация может быть использована как при изучении нового материала, так и при его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного урока она может помочь актуализировать знания, учащихся при повторении и обобщении изученного материала. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Более того, наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащегося с подобного рода ресурсами.
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, что в свою очередь способствует формированию положительной мотивации учащихся. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.
Детям, которые испытывают специфические трудности в овладении письменной речью, особенно важно иметь в своем распоряжении те средства редактирования текста, которые не отягощают эту деятельность, не разрушают ее структуры, не отбивают желания совершенствовать свою речь.
Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста – переписывание и работа над ошибками – не совсем пригодны для ребенка, имеющего нарушения письменной речи, поскольку не только не облегчают, но отягощают и без того сложную для него деятельность. Они не способствуют (если не препятствуют) формированию, развитию и поддержанию мотивации маленького школьника к освоению столь трудной для него письменной формы речи. Используя эти средства, ребенок лишается необходимой возможности редактировать целостный текст, постоянно анализируя, насколько он улучшается под влиянием каждого внесенного изменения.
Современным средством создания и редактирования текста являются компьютерные программы под общим названием «текстовые редакторы».
Компьютерная технология редактирования текста может содействовать формированию у школьника осознанного стремления находить и исправлять свои ошибки, поскольку, чем больше погрешностей в тексте он найдет и чем более умело их исправит, тем скорее достигнет безупречного качества и почувствует себя более состоятельным автором. Этот аргумент нам кажется особенно важным, так как обучение детей, испытывающих значительные трудности на пути освоения письменной речи, должно быть построено так, чтобы не только не закрепить у них ощущение своей неполноценности, но дать возможность чувствовать себя все более умелым автором по мере преодоления этих трудностей. В этом состоит уникальность текстового редактора как средства развития письменной речи детей младшего школьного возраста и смысл его применения в специальном обучении.
Таким образом, практическое применение специализированных и общеразвивающих компьютерных программ, позволяет активизировать компенсаторные механизмы и способствует достижению наибольшей эффективности в коррекции нарушенных функций.
Свежие комментарии