Конспект индивидуального логопедического занятия по теме ‘Звуки [Л] и [Л`]’
Конспект
индивидуального логопедического занятия
по коррекции ФФНР у ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии подготовительной к школе группы.
Тема: Звуки [Л] и [Л`]
Этап дифференциации. «Такие разные животные»
Цели:
- Образовательные: закреплять знания о механизме образования звуков, их акустических и артикуляционных особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звуков, закрепление словаря по теме «Животные», закрепление словаря антонимов.
- Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать нижнедиафрагмальное дыхание, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
- Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.
Оборудование: зеркало, картинки с изображением зайчика в разном настроении, артикуляционный профиль звуков «Л» и «Л`», картинки для артикуляционной гимнастики, план анализа артикуляции звука, план характеристики звука, предметные картинки со звуком «Л» и «Л`» в соответствии с лексической темой: «Животные».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». ![Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Звуки [Л] и [Л`]"](http://logopedrunet.ru/wp-content/uploads/2013/02/09dd47b8-ba7d-4941-8300-01a37c7a469awallpaper-300x153.jpg)
Слон большой, а мышка … (маленькая)
Тигр храбрый, а заяц …(трусливый)
Собака добрая а волк…(злой)
Лев быстрый, а черепаха …(медленная)
Жираф высокий, а суслик … (низкий)
II. Подготовительная часть.
1. Развитие зрительно- пространственной ориентировки
«Я скажу, а ты – покажи!» На занятии нам будут помогать наши помощники – руки.
Покажи правую руку, правой рукой – правую щеку, правое плечо, правый бок, правое колено.
Покажите левую руку (левые части тела левой рукой).
Покажите правой рукой левую щеку.
2. Развитие мелкой моторики
|
Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку |
Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.Загибать по одному пальчику, начиная с большого.Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками. |
3. Развитие мимической мускулатуры. Изобрази хитрую лису, грустного осла, злого волка, веселую обезьяну.
4. Формирование нижнедиафрагмального дыхания
Надули мы животики как у бегемотиков,
Мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем…
5. Развитие артикуляционной моторики
Массаж языка «Ла-ла-ла»
Упражнения для языка «Парус», «Лошадка», «Грибок»
III. Основная часть.
1. Повторение. Давай вспомним, какие бывают звуки? (Если ребенок затрудняется, помогаем – гласные и согласные). А как мы различаем гласные и согласные звуки? (Ответ) Правильно, гласные звуки не встречают во рту преграды, их мы можем петь, а согласные звуки встречают во рту преграду, это могут быть губы, зубы и язык. Назови, какие ты знаешь гласные звуки? Согласные звуки? Но согласные звуки тоже бывают разные. Я сейчас буду называть звуки парами, а ты определи, по какому признаку они отличаются: т-ть, н-нь, с-сь, в-вь. (ответ) Правильно, это твердые и мягкие звуки.
2. Речевая разминка. Я буду называть твердый звук, а ты его младшего братца – мягкий звук (логопед предлагает звуки: н, д, м, с, к, п).
3. Объявление темы занятия. Дифференциация звуков «Л» и «Л`»
Послушай два слова: ЛУК и ЛЮК, назови первый звук в каждом слове.
Сегодня мы будем учиться правильно называть и различать эти звуки.
4. Дифференцированный анализ артикуляции звука (по схеме)
| Звук «Л»— Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) | Звук «Л`»— Губы открыты- Зубы разомкнуты- Кончик языка поднят за верхние зубы, средняя часть спинки языка приподнята- Воздушная струя идет по бокам языка- Голос звенит (рука на горле) |
5. Дифференцированная характеристика звука (по схеме)
| Звук «Л»— согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- твердый (показ рукой – средняя часть спинки языка опущена) | Звук «Л`»— согласный (есть преграда: язык, зубы)- звонкий (голос звенит)- мягкий (показ рукой – средняя часть спинки языка приподнята) |
6. Дифференциация звуков [Л]- [Ль] на материале слов
Дидактическая игра «Зоопарк»
Рассмотри внимательно картинки, возьми себе те картинки, в названиях которых есть твердый звук «Л», а мне отдай картинки, в названиях которых есть мягкий звук «Л`».
(Логопед предлагает картинки животных: лось, лошадь, волк, козел, лиса, осел, лягушка, улитка, слон)
Давай произнесем слова, в которых есть твердый звук «Л».
А сейчас произнесем слова, в которых есть мягкий звук «Л`»
7. Физминутка
|
У лесной дороги Спал медведь в берлоге, Кто-то мимо проходил И медведя разбудил. Зарычал медведь в берлоге! Уноси скорее ноги! |
Присесть на корточки, колени обхватить руками, голову прижать к коленям.Шаги на местеПотрясти кистью руки, имитируя колокольчик.Сделать свирепое лицо, руки с растопыренными пальцами поднять вверх.Бег на месте. |
8. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале предложения
Послушай предложение.
«Этим летом я в лесу видел белку и лису»
Скажи, услышал ли ты слова со звуками «Л» и «Л`»
Назови слова. А сейчас я буду называть эти слова, а ты внимательно слушай, если в слове есть мягки звук «Л», то поднимай зеленую карточку, а если твердый звук «Л», то синюю (логопед называет слова в медленном темпе, выделяя звуки «Л» и «Л`»).
9. Дифференциация звуков [Л] — [Ль] на материале текста
Послушай стихотворение.
Дело было летом,
Лось поел котлету,
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю!»
Слышал звуки «Л» и «Л`»? Сейчас я снова буду читать текст, а ты, как только услышишь слово с твердым звуком «Л», выкладывай на стол синюю фишку. А сейчас другое задание, как только услышишь слово с мягким звуком «Л`», выкладывай зеленую фишку. Молодец!
А сейчас давай вместе расскажем это стихотворение.
IV. Заключительная часть.
Итог занятия
Какие звуки мы сегодня правильно говорили? Правильно, звук «Л» и звук «Л`». Давай вспомним, чем они отличаются (анализ артикуляции и характеристика звуков по плану). Про каких животных мы говорили?
Логопед дает положительную оценку работы ребенка и создает хороший настрой на следующее занятие.
Автор:
учитель-логопед
Кошелева Виктория Николаевна
МКДОУ детский сад «Рябинка» ХМАО-ЮГРА
Кондинский район, п.Куминский


Свежие комментарии