Конспект занятия на тему «Прогулка в северный лес. Дифференциация звуков [Л] –[Р]»



Конспект занятия на тему «Прогулка в  северный лес.

Дифференциация звуков [Л] –[Р]»

 

Конспект разработала

учитель-логопед

Воронцова Т.Н.

 

 

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

 

Задачи:

Образовательные:

—  упражнять детей в различении звуков [л] —[ р]  словах, словосочетаниях и предложениях;

—  учить слышать звук в слове,

— совершенствование навыков звукового анализа и синтеза односложных слов;

—  учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;

— уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р] в словах и фразах;

—  учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.

 

Развивающие:

— развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов в которых есть звуки [Л] —[Р];

— развивать связную речь.

 — развитие внимания, мышления, памяти;

— формирование навыков словоизменения;

— закрепление умения согласовывать слова в предложении;

— развитие словесно-логического мышления.

 

Воспитательные:

— формировать  доброжелательные  взаимоотношения между детьми.

— воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

— формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

— формировать навыки самоконтроля.

 

Методы и приемы:

Практические:  произношение звуков [л] и  [р], дидактические  игры «Услышь звук», «Подбери слово», «Какое животное живет на севере?», «Чей домик?», «Какое растение растет на севере»,  физминутка «Бурундучок», звуковой анализ слова,

Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука.

Словесные:  рассказ об артикуляции звуков, составление предложений на заданную тему.

 

Материалы и оборудование: звуковые пеналы, картинки северных животных, изображение домиков, лото «Кто живет на севере?», лото «Что растет  на севере?»,

Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, беседа по уточнению значения слова росомаха, горностай, крохаль, лосось.

 

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Организационный момент

Логопед: Я приглашаю вас прогуляться по лесу. Но сначала нам нужно размять язычок и для этого сделаем…

Дети:  Гимнастику для язычка.

 

Олень и морской бычок (Чукотская сказка)

Шел олень по морскому берегу (Упр. «Лошадка»). Вдруг из воды высунулась рыбка (Упр. «Рыбка») – морской бычок. Увидел оленя (Упр. «Лошадка») и смеется (Упр. «Заборчик»):

— Ну, оленище (Упр. «Лошадка»)! Ну страшилище! Ноги идут, толстое пузо (Упр. «Два клоуна») несут! Потеха (Упр. «Дразнилка»)!

Обиделся (Упр. «Хмурый — веселый») олень на такие слова, поддел рогами (Упр. «Кошечка лакает молоко») бычка (Упр. «Рыбка») и выбросил его на берег.  Бычок туда, бычок сюда (Упр. «Маятник»), а все ни с места.

— Ой-ой-ой! – кричит. – Пропадаю! Засыхаю!

Ладно, пожалел его олень (Упр. «Лошадка»), сбросил бычка в воду, а сам хотел было идти дальше, да не успел и шага шагнуть, как слышит – бычок (Упр. «Рыбка») снова за свое принялся, снова над ним насмехается (Упр. «Дразнилка»).

— Эй, оленище! – кричит бычок. – Эй, нескладный! Посмотри на себя: Хвоста нет, на голове ребра растут! Обхохочешься (Упр. «Дразнилка»)!

— Ах так, ты опять дразнишься! – рассердился олень (Упр. «Хмурый — веселый») и поддел (Упр. «Кошечка лакает молоко») морского бычка рогами, выбросил его на берег.

— Ой-ой-ой! – закричал тут бычок. – Рот мой сохнет! (Упр. «Оближем губы»)  Хвост мой сохнет! Кинь меня в воду! Кинь скорее! Пропадаю!

Опять пожалел его олень, столкнул рогами в воду. Только ведь не угомонился бычок. Окунулся разок (Упр. «Язычок выглядывает из окошечка»), вынырнул и еще пуще дразнится:

— Эй, страшилище! Ноги-то как иглы  тонкие (Упр. «Иголочка»). А  голова – глупая. Потому на ней какие-то кусты и выросли!

Терпел-терпел олень, да лопнуло у него терпенье (Упр. «Лопнем шарик») – осердился олень (Упр. «Хмурый — веселый»), выхватил бычка из воды рогами и бросил на берег (Упр. «Кошечка лакает молоко») и убежал далеко в тундру (Упр. «Лошадка»). Вот и все.

 

Логопед: Нас уже встречают. Посмотрите ребята, кто это?

Дети:  Лось.

Логопед: Он приглашает нас на необычную прогулку по лесу. А какой звук он символизирует, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Дети: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Логопед: Какой первый звук во всех названных словах?

Дети: Звук ЛОГОПЕД Это звук Лося.

Логопед: Правильно, но лось пришел к нам не один, а вместе с…

Дети: Рысью.

Логопед: А теперь, посмотрите на картинки, какой звук символ:

Дети: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Логопед: Какой первый звук во всех этих словах?

Дети: Звук Р. Это звук Рыси.

Логопед: Правильно. Так какие же звуки мы сегодня повторяем с нашими гостями?

 

  1. Основная часть

Логопед: Звук Л – гласный или согласный?

Дети: Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Логопед: Давайте немного «поЛычим» с Лосем . (Долгий звук ЛОГОПЕД) Где находиться язык?

Дети: Язычок упирается в верхние зубы.

Логопед: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Ответы детей.

Логопед: Давайте теперь поРычим с Рысью. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Дети: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Логопед: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Дети: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р — сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Логопед: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! В лесу, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц, да еще и бугорков! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

 

 1 препятствие. Игра «Услышь звук«  (определение наличия звука в слогах и словах).

 Логопед: Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], изобразите  рысь, если услышите звук [л] – лося.  Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.  (Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)

Логопед: А теперь я буду произносить слова, а вы, если  услышите в звук [р] — изобразите  рысь, если услышите звук [л] – лося: рогатые, смелые, большие, маленькие, хитрые, ползают, прыгают, ловкие, быстрые, сильные.

 

2 препятствие. Физ. минутка

Логопед: «Бурундук»

Мы на каменке сидели (руки перед собой)

И не думали о том, (показ пальцем отрицания)

Что под камнем находились (руками сделать круг)

 Чья-то норка, чей-то дом. (показ круглой норки, крыши)

Мы по камню тук да тук, (постукивание кулачками)

Вдруг из камня бурундук (руки на груди)

Юрк, юрк и молчок!(повороты в сторону)

Где ты, бурундучок? (руки в стороны)(И.  Мелехан)

 

3 препятствие. «Звуковой анализ слова»

Логопед: Обратите внимание. Что это?

Дети: Домики.

Логопед:В одном домике живет рысь, а в другом лось. Давайте подпишем домики. (Выполняется звуковой анализ слов рысь и лось).

 

4  препятствие.  Игра «Кто лишний (животные севера)?»

Логопед: Посмотрите, передо мной лежат картинки, надо убрать лишние. Оставляем только те, на которых изображены животные севера.

 

5  препятствие.  Игра «Чей домик?»

Логопед: Вот и с этим заданием мы справились. Молодцы, ребята. Ой, ребята, посмотрите сколько северных животных пришли в гости к нашим героям. Но нам с вами надо определить, какие животные пойдут в домик к рыси, а какие к лосю.

(Картинки: росомаха, снежный баран, хариус, выдра, бурундук, глухарь, горностай, евражка, волк, лосось, ласка, дятел, белка, лиса).

 

6  препятствие.  Игра «Растения?»

Логопед: Осталось последнее препятствие в нашей прогулке. Все животные, которые пришли в гости к рыси и лосю пришли не с пустыми… лапами и копытами так сказать. Каждый принес с собой по растению, которое растет на севере. Подойдите к столу и возьмите по одной картинке с растением севера и отдайте нашим героям.

Например: Бруснику я отдам рыси.

 

  1. Заключительная часть

Логопед: Вот и подошла к завершению наша прогулка по северному лесу. Вам понравилась наша прогулка? А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart