Конспект занятия на тему «Прогулка в северный лес. Дифференциация звуков [Л] –[Р]»
Конспект занятия на тему «Прогулка в северный лес.
Дифференциация звуков [Л] –[Р]»
Конспект разработала
учитель-логопед
Воронцова Т.Н.
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
— упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] словах, словосочетаниях и предложениях;
— учить слышать звук в слове,
— совершенствование навыков звукового анализа и синтеза односложных слов;
— учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
— уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р] в словах и фразах;
— учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук.
Развивающие:
— развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
— развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов в которых есть звуки [Л] —[Р];
— развивать связную речь.
— развитие внимания, мышления, памяти;
— формирование навыков словоизменения;
— закрепление умения согласовывать слова в предложении;
— развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
— воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
— формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
— формировать навыки самоконтроля.
Методы и приемы:
Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры «Услышь звук», «Подбери слово», «Какое животное живет на севере?», «Чей домик?», «Какое растение растет на севере», физминутка «Бурундучок», звуковой анализ слова,
Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука.
Словесные: рассказ об артикуляции звуков, составление предложений на заданную тему.
Материалы и оборудование: звуковые пеналы, картинки северных животных, изображение домиков, лото «Кто живет на севере?», лото «Что растет на севере?»,
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика, беседа по уточнению значения слова росомаха, горностай, крохаль, лосось.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
- Организационный момент
Логопед: Я приглашаю вас прогуляться по лесу. Но сначала нам нужно размять язычок и для этого сделаем…
Дети: Гимнастику для язычка.
Олень и морской бычок (Чукотская сказка)
Шел олень по морскому берегу (Упр. «Лошадка»). Вдруг из воды высунулась рыбка (Упр. «Рыбка») – морской бычок. Увидел оленя (Упр. «Лошадка») и смеется (Упр. «Заборчик»):
— Ну, оленище (Упр. «Лошадка»)! Ну страшилище! Ноги идут, толстое пузо (Упр. «Два клоуна») несут! Потеха (Упр. «Дразнилка»)!
Обиделся (Упр. «Хмурый — веселый») олень на такие слова, поддел рогами (Упр. «Кошечка лакает молоко») бычка (Упр. «Рыбка») и выбросил его на берег. Бычок туда, бычок сюда (Упр. «Маятник»), а все ни с места.
— Ой-ой-ой! – кричит. – Пропадаю! Засыхаю!
Ладно, пожалел его олень (Упр. «Лошадка»), сбросил бычка в воду, а сам хотел было идти дальше, да не успел и шага шагнуть, как слышит – бычок (Упр. «Рыбка») снова за свое принялся, снова над ним насмехается (Упр. «Дразнилка»).
— Эй, оленище! – кричит бычок. – Эй, нескладный! Посмотри на себя: Хвоста нет, на голове ребра растут! Обхохочешься (Упр. «Дразнилка»)!
— Ах так, ты опять дразнишься! – рассердился олень (Упр. «Хмурый — веселый») и поддел (Упр. «Кошечка лакает молоко») морского бычка рогами, выбросил его на берег.
— Ой-ой-ой! – закричал тут бычок. – Рот мой сохнет! (Упр. «Оближем губы») Хвост мой сохнет! Кинь меня в воду! Кинь скорее! Пропадаю!
Опять пожалел его олень, столкнул рогами в воду. Только ведь не угомонился бычок. Окунулся разок (Упр. «Язычок выглядывает из окошечка»), вынырнул и еще пуще дразнится:
— Эй, страшилище! Ноги-то как иглы тонкие (Упр. «Иголочка»). А голова – глупая. Потому на ней какие-то кусты и выросли!
Терпел-терпел олень, да лопнуло у него терпенье (Упр. «Лопнем шарик») – осердился олень (Упр. «Хмурый — веселый»), выхватил бычка из воды рогами и бросил на берег (Упр. «Кошечка лакает молоко») и убежал далеко в тундру (Упр. «Лошадка»). Вот и все.
Логопед: Нас уже встречают. Посмотрите ребята, кто это?
Дети: Лось.
Логопед: Он приглашает нас на необычную прогулку по лесу. А какой звук он символизирует, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Дети: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Логопед: Какой первый звук во всех названных словах?
Дети: Звук ЛОГОПЕД Это звук Лося.
Логопед: Правильно, но лось пришел к нам не один, а вместе с…
Дети: Рысью.
Логопед: А теперь, посмотрите на картинки, какой звук символ:
Дети: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Логопед: Какой первый звук во всех этих словах?
Дети: Звук Р. Это звук Рыси.
Логопед: Правильно. Так какие же звуки мы сегодня повторяем с нашими гостями?
- Основная часть
Логопед: Звук Л – гласный или согласный?
Дети: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Логопед: Давайте немного «поЛычим» с Лосем . (Долгий звук ЛОГОПЕД) Где находиться язык?
Дети: Язычок упирается в верхние зубы.
Логопед: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Ответы детей.
Логопед: Давайте теперь поРычим с Рысью. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Дети: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Логопед: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Дети: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р — сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Логопед: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! В лесу, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько лужиц, да еще и бугорков! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
1 препятствие. Игра «Услышь звук« (определение наличия звука в слогах и словах).
Логопед: Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], изобразите рысь, если услышите звук [л] – лося. Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т. (Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Логопед: А теперь я буду произносить слова, а вы, если услышите в звук [р] — изобразите рысь, если услышите звук [л] – лося: рогатые, смелые, большие, маленькие, хитрые, ползают, прыгают, ловкие, быстрые, сильные.
2 препятствие. Физ. минутка
Логопед: «Бурундук»
Мы на каменке сидели (руки перед собой)
И не думали о том, (показ пальцем отрицания)
Что под камнем находились (руками сделать круг)
Чья-то норка, чей-то дом. (показ круглой норки, крыши)
Мы по камню тук да тук, (постукивание кулачками)
Вдруг из камня бурундук (руки на груди)
Юрк, юрк и молчок!(повороты в сторону)
Где ты, бурундучок? (руки в стороны)(И. Мелехан)
3 препятствие. «Звуковой анализ слова»
Логопед: Обратите внимание. Что это?
Дети: Домики.
Логопед:В одном домике живет рысь, а в другом лось. Давайте подпишем домики. (Выполняется звуковой анализ слов рысь и лось).
4 препятствие. Игра «Кто лишний (животные севера)?»
Логопед: Посмотрите, передо мной лежат картинки, надо убрать лишние. Оставляем только те, на которых изображены животные севера.
5 препятствие. Игра «Чей домик?»
Логопед: Вот и с этим заданием мы справились. Молодцы, ребята. Ой, ребята, посмотрите сколько северных животных пришли в гости к нашим героям. Но нам с вами надо определить, какие животные пойдут в домик к рыси, а какие к лосю.
(Картинки: росомаха, снежный баран, хариус, выдра, бурундук, глухарь, горностай, евражка, волк, лосось, ласка, дятел, белка, лиса).
6 препятствие. Игра «Растения?»
Логопед: Осталось последнее препятствие в нашей прогулке. Все животные, которые пришли в гости к рыси и лосю пришли не с пустыми… лапами и копытами так сказать. Каждый принес с собой по растению, которое растет на севере. Подойдите к столу и возьмите по одной картинке с растением севера и отдайте нашим героям.
Например: Бруснику я отдам рыси.
- Заключительная часть
Логопед: Вот и подошла к завершению наша прогулка по северному лесу. Вам понравилась наша прогулка? А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Свежие комментарии