Конспект логопедического занятия по теме «Овощи»



Конспект занятия, отражающий специфику работы по программе формирования предложно-падежных форм.

Автор представляет конспект занятия, отражающего специфику работы по программе формирования предложно-падежных конструкций. Данное занятие иллюстрирует процесс формирования интегративных качеств дошкольника по ФГТ, в частности коммуникативных — закрепление предлогов с пространственным значением в слухо-речевой и зрительной памяти, развитие навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

 

Конспект фронтального занятия учителя-логопеда

в старшей группе для детей с ОНР

 

Тема: «Овощи»

 

Цель:

Закрепить умение употреблять существительные в предложном падеже с предлогами «в» и «на»

 

Задачи:

 

Коммуникативное развитие

  • Дифференцировать употребление предлогов «в» и «на».
  • Практически усваивать простейшие способы словообразования, путем добавления к существительным уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Закрепить умение употреблять глаголы 1-го лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа.
  • Развитие умения составлять описательный рассказ по опорным схемам.

Интеллектуальное развитие

  • Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле
  • Обучать использованию в активной речи названия овощей
  • Развивать сенсорные эталоны, путём  соотнесения овоща с цветом и формой
  • Развивать произвольное внимания и память

Социально-личностное развитие

  • Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности
  • Развивать умения критически оценивать свою деятельность и деятельность окружающих
  • Развивать умение работать по словесной инструкции

Физическое развитие

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук
  • Развивать пространственное восприятие

Оборудование

плакат «Овощи»; игрушка « бабушка – хозяюшка»; ширма; сюжетная картинка «Огород»; пособие «Грядка»; предметные картинки с изображением овощей; контейнеры с фасолью (для каждого ребёнка); блюдо с муляжами овощей; картинка «Овощи в зашумлении»; схемы для составления рассказов; поощрительные фишки.

 

Содержание организованной деятельности детей

 

1. Организационный момент

 

— Ребята, начинаем логопедическое занятие. Встаем в «Круг дружбы» (Дети берутся за руки и становятся в круг).

— Здороваемся, называя друг друга ласково.

 

(Дети здороваются по цепочке, называя друг друга по имени в уменьшительно-ласкательной форме: «Здравствуй, Лизонька» и т.д.).

 

Мы друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

 

— Встаём на свои места (дети выходят из круга).

— Сядет тот, кто назовёт овощ ласково. (Перечисление).

— Повторим правила поведения на занятии. (Дети по цепочке называют основные правила поведения на занятии: не вертеться; быть внимательным; не перебивать, слушать товарищей, поднимать руку, если готов ответить).

 

2. Развивать сенсорные эталоны, путём  соотнесения овощей с  цветом и формой

 

— Догадались, что будем называть на занятии? (Овощи).

— Познакомьтесь с гостей нашего занятия — это «бабушка – хозяюшка». «Бабушка – хозяюшка» будет загадывать загадки, а вы – отгадывать. Тот, кто отгадает загадку, получит фишку. Догадались, о чём будут загадки? (Об овощах). Приготовьтесь слушать внимательно.

 

— Круглый, красный, растёт НА земле. Что это? (Помидор).

— Овальный, коричневый, растет В земле. Что это? (Картофель).

— Круглая, красная, растет В земле. Что это? (Свёкла)

— Овальный, фиолетовый, растёт НА земле? (Баклажан).

— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Лук).

— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Огурец).

— Круглый, красный, растёт В земле. Что это? (Редис).

— Овальная, оранжевая, растёт В земле. Что это? (Морковь).

— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Кабачок).

— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Чеснок).

— Овальный, желтый, растёт НА земле. Что это? (Перец).

— Круглая, оранжевая, растёт НА земле. Что это? (Тыква).

— Круглая, зелёная, растёт НА земле? (Капуста).

 

При затруднении логопед задает наводящие вопросы, оказывает индивидуальную помощь.

 

— Молодцы! Все справились с заданием хорошо. (Логопед раздаёт фишки).

— О чем вы отгадывали загадки? (Об овощах).

— на чём растут овощи? ( Овощи растут на грядках).

— Назовите место, где много грядок. (Огород).

— В какое время года собирают овощи? (Осенью).

 

3. Закрепить умение употреблять существительные в Предложном падеже с предлогами «в» и «на»

 

На доску вывешивается пособие «Грядка», с прорезями для картинок:

 

— Перед вами – грядка «бабушки – хозяюшки». «Бабушка – хозяюшка» предлагает, назвать, правильно поместить овощ на грядку и сказать, где он растёт. Например: Это помидор, он растёт на грядке.

— Играем по цепочке.

 

Ответы детей: Это огурец, он растёт на земле. Это тыква, она растёт на земле. Это свёкла, она растёт в земле . Это картофель, он растёт в земле и т.д.

— Молодцы! (дети получают фишки).

 

4. Закрепить умение употреблять глаголы 1 лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа

 

А вот новая игра

Начинать её пора.

 

— Бабушка – хозяюшка предлагает собрать урожай  овощей. Подскажите ей, как правильно называются действия, которые нужно совершить, чтобы собрать помидоры.

— Вспомним, как убирают овощи, которые растут НА земле. (Овощи, которые растут на земле — срезают, снимают, срывают).

— Вспомним, как убирают овощи, которые растут В земле. (Овощи, которые растут в земле — выдёргивают, выкапывают).

— Играем по цепочке.

— Строить фразы будем так: Я помидоры срываю.

Ответы детей: Я огурцы срываю; я картофель выкапываю; я свёклу выдёргиваю; я капусту срезаю и т. д.

За правильно построенные фразы дети получают фишки.

 

5. Физминутка

 

— А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.

В огород пойдем (дети маршируют на месте),

Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),

Мы морковки натаскаем («таскают»),

И картошки накопаем. («копают»),

Срежем мы кочан капусты, («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),

Щавеля нарвем немножко. («рвут»),

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).

 (Н. Нищева)

 

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук

 

— Поиграем с пальчиками. (Игра проводится следующим образом: соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждое слово; при этом ладони не касаются друг друга).

 

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту,

Морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

 

— «Бабушка – хозяюшка» предлагает, выложить из фасоли, овощи.

 

Логопед делит детей группы на 2 команды.

 

— Первая команда,   выкладывает овощи, которые растут «НА» земле, а другая — овощи, которые растут «В» земле.

— Какой формы помидор, огурец, баклажан, перец, тыква и т. д.? (Дети отвечают).

Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью и спрашивает каждого ребёнка, какой овощ он будет выкладывать.

 

— Посоревнуемся, кто быстрее справиться с заданием.

 

1 – 2 – 3  Овощ выложи.

 

— А теперь бабушка проверит, правильно ли вы выложили овощи.

— Дети называют овощи, которые выложили и место, где они растут.

 

Например: Я выложил помидор, он растёт на земле.

 

— Отлично поработали.

Победители получают фишки.

 

7. Развивать  умение составлять описательный рассказ с использованием схем

 

Логопед показывает картинку с зашумлёнными на ней овощами.

— Узнайте и назовите овощи, о которых будем составлять рассказы.

— Хорошо!

 

Логопед вывешивает на доску схемы составления рассказа.

— Эти картинки помогут вам составить рассказы.

— Эта картинка поможет назвать овощ.

— Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.

— Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.

— Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь.

— Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.

 

— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с Даши. (Это — морковь. Морковь растёт в земле. Морковь оранжевая, треугольная, хрустящая. Морковь твёрдая. Морковь – тушат).

 

Логопед добивается от каждого ребёнка последовательного составления рассказа.

— Молодцы! Все справились с заданием. (Логопед раздаёт фишки).

 

 8. Обобщение изученного материала и подведение итогов занятия

 

— Что мы называли на занятии? (Сегодня на занятии мы называли овощи).

— Где растут овощи, которые я перечисляю:  помидор, огурец, баклажан, кабачок? (Эти овощи растут на земле).

— Где растут овощи, которые я перечисляю:  картофель, редис, свёкла, лук, чеснок, редька? (Эти овощи растут в земле).

— Отлично!

— Посчитайте свои фишки.

 

Подсчитывается количество набранных за всё занятие фишек, и в соответствии с этим даётся оценка работы каждого ребёнка. Ребенок, набравший большее количество фишек становится «умником», победителем занятия. Выбор «умников» делают дети при помощи логопеда. Выбор обосновывается.

 

— Занятие закончено.

 

Автор:

Степанова Оксана Владимировна

mega.mik(at)bk.ru




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart