Конспект логопедического занятия по теме «Овощи»
Конспект занятия, отражающий специфику работы по программе формирования предложно-падежных форм.
Автор представляет конспект занятия, отражающего специфику работы по программе формирования предложно-падежных конструкций. Данное занятие иллюстрирует процесс формирования интегративных качеств дошкольника по ФГТ, в частности коммуникативных — закрепление предлогов с пространственным значением в слухо-речевой и зрительной памяти, развитие навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
Конспект фронтального занятия учителя-логопеда
в старшей группе для детей с ОНР
Тема: «Овощи»
Цель:
Закрепить умение употреблять существительные в предложном падеже с предлогами «в» и «на»
Задачи:
Коммуникативное развитие
- Дифференцировать употребление предлогов «в» и «на».
- Практически усваивать простейшие способы словообразования, путем добавления к существительным уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Закрепить умение употреблять глаголы 1-го лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа.
- Развитие умения составлять описательный рассказ по опорным схемам.
Интеллектуальное развитие
- Дифференцировать овощи, которые растут в земле и овощи, которые растут на земле
- Обучать использованию в активной речи названия овощей
- Развивать сенсорные эталоны, путём соотнесения овоща с цветом и формой
- Развивать произвольное внимания и память
Социально-личностное развитие
- Развитие самостоятельности, дисциплинированности, аккуратности
- Развивать умения критически оценивать свою деятельность и деятельность окружающих
- Развивать умение работать по словесной инструкции
Физическое развитие
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
- Развивать пространственное восприятие
Оборудование
плакат «Овощи»; игрушка « бабушка – хозяюшка»; ширма; сюжетная картинка «Огород»; пособие «Грядка»; предметные картинки с изображением овощей; контейнеры с фасолью (для каждого ребёнка); блюдо с муляжами овощей; картинка «Овощи в зашумлении»; схемы для составления рассказов; поощрительные фишки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
— Ребята, начинаем логопедическое занятие. Встаем в «Круг дружбы» (Дети берутся за руки и становятся в круг).
— Здороваемся, называя друг друга ласково.
(Дети здороваются по цепочке, называя друг друга по имени в уменьшительно-ласкательной форме: «Здравствуй, Лизонька» и т.д.).
Мы друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
— Встаём на свои места (дети выходят из круга).
— Сядет тот, кто назовёт овощ ласково. (Перечисление).
— Повторим правила поведения на занятии. (Дети по цепочке называют основные правила поведения на занятии: не вертеться; быть внимательным; не перебивать, слушать товарищей, поднимать руку, если готов ответить).
2. Развивать сенсорные эталоны, путём соотнесения овощей с цветом и формой
— Догадались, что будем называть на занятии? (Овощи).
— Познакомьтесь с гостей нашего занятия — это «бабушка – хозяюшка». «Бабушка – хозяюшка» будет загадывать загадки, а вы – отгадывать. Тот, кто отгадает загадку, получит фишку. Догадались, о чём будут загадки? (Об овощах). Приготовьтесь слушать внимательно.
— Круглый, красный, растёт НА земле. Что это? (Помидор).
— Овальный, коричневый, растет В земле. Что это? (Картофель).
— Круглая, красная, растет В земле. Что это? (Свёкла)
— Овальный, фиолетовый, растёт НА земле? (Баклажан).
— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Лук).
— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Огурец).
— Круглый, красный, растёт В земле. Что это? (Редис).
— Овальная, оранжевая, растёт В земле. Что это? (Морковь).
— Овальный, зелёный, растёт НА земле. Что это? (Кабачок).
— Круглый, белый, растёт В земле. Что это? (Чеснок).
— Овальный, желтый, растёт НА земле. Что это? (Перец).
— Круглая, оранжевая, растёт НА земле. Что это? (Тыква).
— Круглая, зелёная, растёт НА земле? (Капуста).
При затруднении логопед задает наводящие вопросы, оказывает индивидуальную помощь.
— Молодцы! Все справились с заданием хорошо. (Логопед раздаёт фишки).
— О чем вы отгадывали загадки? (Об овощах).
— на чём растут овощи? ( Овощи растут на грядках).
— Назовите место, где много грядок. (Огород).
— В какое время года собирают овощи? (Осенью).
3. Закрепить умение употреблять существительные в Предложном падеже с предлогами «в» и «на»
На доску вывешивается пособие «Грядка», с прорезями для картинок:
— Перед вами – грядка «бабушки – хозяюшки». «Бабушка – хозяюшка» предлагает, назвать, правильно поместить овощ на грядку и сказать, где он растёт. Например: Это помидор, он растёт на грядке.
— Играем по цепочке.
Ответы детей: Это огурец, он растёт на земле. Это тыква, она растёт на земле. Это свёкла, она растёт в земле . Это картофель, он растёт в земле и т.д.
— Молодцы! (дети получают фишки).
4. Закрепить умение употреблять глаголы 1 лица, настоящего времени, изъявительного наклонения, единственного числа
А вот новая игра
Начинать её пора.
— Бабушка – хозяюшка предлагает собрать урожай овощей. Подскажите ей, как правильно называются действия, которые нужно совершить, чтобы собрать помидоры.
— Вспомним, как убирают овощи, которые растут НА земле. (Овощи, которые растут на земле — срезают, снимают, срывают).
— Вспомним, как убирают овощи, которые растут В земле. (Овощи, которые растут в земле — выдёргивают, выкапывают).
— Играем по цепочке.
— Строить фразы будем так: Я помидоры срываю.
Ответы детей: Я огурцы срываю; я картофель выкапываю; я свёклу выдёргиваю; я капусту срезаю и т. д.
За правильно построенные фразы дети получают фишки.
5. Физминутка
— А теперь ребята встаньте физминутку начинайте.
В огород пойдем (дети маршируют на месте),
Урожай соберём. (идут по кругу, взявшись за руки),
Мы морковки натаскаем («таскают»),
И картошки накопаем. («копают»),
Срежем мы кочан капусты, («срезают»),
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают руками),
Щавеля нарвем немножко. («рвут»),
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки).
(Н. Нищева)
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук
— Поиграем с пальчиками. (Игра проводится следующим образом: соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждое слово; при этом ладони не касаются друг друга).
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
— «Бабушка – хозяюшка» предлагает, выложить из фасоли, овощи.
Логопед делит детей группы на 2 команды.
— Первая команда, выкладывает овощи, которые растут «НА» земле, а другая — овощи, которые растут «В» земле.
— Какой формы помидор, огурец, баклажан, перец, тыква и т. д.? (Дети отвечают).
Логопед раздаёт детям контейнеры с фасолью и спрашивает каждого ребёнка, какой овощ он будет выкладывать.
— Посоревнуемся, кто быстрее справиться с заданием.
1 – 2 – 3 Овощ выложи.
— А теперь бабушка проверит, правильно ли вы выложили овощи.
— Дети называют овощи, которые выложили и место, где они растут.
Например: Я выложил помидор, он растёт на земле.
— Отлично поработали.
Победители получают фишки.
7. Развивать умение составлять описательный рассказ с использованием схем
Логопед показывает картинку с зашумлёнными на ней овощами.
— Узнайте и назовите овощи, о которых будем составлять рассказы.
— Хорошо!
Логопед вывешивает на доску схемы составления рассказа.
— Эти картинки помогут вам составить рассказы.
— Эта картинка поможет назвать овощ.
— Эта картинка поможет рассказать о том, где растёт овощ.
— Эта картинка поможет рассказать о цвете овоща.
— Эта картинка поможет рассказать о форме овоща.
— Эта картинка поможет рассказать о вкусе овоща.
— Эта картинка поможет рассказать о том, какой овощ на ощупь.
— Эта картинка поможет рассказать о том, как его готовят.
— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с Даши. (Это — морковь. Морковь растёт в земле. Морковь оранжевая, треугольная, хрустящая. Морковь твёрдая. Морковь – тушат).
Логопед добивается от каждого ребёнка последовательного составления рассказа.
— Молодцы! Все справились с заданием. (Логопед раздаёт фишки).
8. Обобщение изученного материала и подведение итогов занятия
— Что мы называли на занятии? (Сегодня на занятии мы называли овощи).
— Где растут овощи, которые я перечисляю: помидор, огурец, баклажан, кабачок? (Эти овощи растут на земле).
— Где растут овощи, которые я перечисляю: картофель, редис, свёкла, лук, чеснок, редька? (Эти овощи растут в земле).
— Отлично!
— Посчитайте свои фишки.
Подсчитывается количество набранных за всё занятие фишек, и в соответствии с этим даётся оценка работы каждого ребёнка. Ребенок, набравший большее количество фишек становится «умником», победителем занятия. Выбор «умников» делают дети при помощи логопеда. Выбор обосновывается.
— Занятие закончено.
Автор:
Степанова Оксана Владимировна
mega.mik(at)bk.ru
Свежие комментарии