Лексическая тема: «Зимующие птицы»



Лексико-грамматические задания и игры на тему «Зимующие птицы»

 

Подборка лексико-грамматических заданий на тему «Зимующие птицы»  пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи. Такие речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в школе.

Эти лексико-грамматические упражнения были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики.  Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.

Предыдущую часть подборки лексико-грамматических упражнений читайте в статье

Лексико-грамматические упражнения на тему «Мебель»

 1. Рассмотрите на иллюстрациях и во время прогулки зимующих птиц, вспомнить их названия: воробей, голубь, ворона, дятел, снегирь, синица, сова, сорока… Обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать. Рассказать, где они живут и чем питаются. Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

2. Игра « Подбери признак»

Воробей (какой?) – серый, маленький, бойкий.

Ворона…

Голубь…

Синица…

Снегирь…

 

3. Игра « Кто как голос подает»

Ворона – «кар-кар» — она каркает,

Воробей – «чик-чирик» – он чирикает.

Голубь…

Синица…

Сорока..

 

4. Игра «2 и 5» (согласование числительных и существительных):

воробей, 2 воробья, 5 воробьев

голубь…

снегирь…

синица…

ворона…

 

5. Игра «Чей клюв, чья голова» (образование притяжательных прилагательных).

У вороны клюв (чей?) – вороний, голова (чья?) – воронья

У сороки                      — сорочий,                          — сорочья.

У голубя —         

У совы —           

У воробья-

 

6. Игра «Сложи слово»

У синицы жёлтая грудка – значит она какая? — желтогрудая.

У сороки длинный хвост, значит она какая? — длиннохвостая.  

У вороны черные крылья —  значит она …

У голубя сизые крылья – значит он …

У сороки белая грудка – значит она …

 

7. Образование глаголов с помощью приставок.

Сова из дупла (что сделала?) – вылетела. 

Откуда вылетела сорока? – из дупла.

Какое «маленькое слово» помогло найти птицу? – «из».

Аналогично составлять с предложения и отвечать на вопросы:

Сова в дупло…            Куда влетела сова?

Сорока над поляной …Над чем пролетела сорока?

Голубь на крышу… Куда прилетел голубь?

Воробей под ветки …  Куда подлетел воробей?

Ворона за куст …Куда залетела ворона?   

Ворона из-за куста… Откуда вылетела ворона?

 

8. Игра «4 – лишний»

Голубь, ворона, дятел, совенок.  

Сорока, воробей, петух, снегирь.

Петух, синица, гусь, индюк.

 

9. Пальчиковая игра «Птички»

Птички полетели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Крыльями махали.

(Махи кистями рук)

На деревья сели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы, ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Вместе отдыхали.

(Помахивать ладонями, не разводить сомкнутыми ладонями)

 

10. Составление рассказов о домашних и зимующих птицах (с опорой на иллюстрации) в  форме загадок-описаний по схеме:

  1. Кто это (это птица)
  2. Какие части тела у неё есть?
  3. Домашняя или зимующая?
  4. Как называется дом?
  5. Чем питается?
  6. Как называют детенышей?
  7. Как голос подает?
  8. Какую пользу приносит?

 

Продолжение подборки лексико-грамматических упражнений читайте в статье

Лексико-грамматические упражнения на тему: «Игрушки»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart