Логоритмика
ПРОГРАММА
логопедического кружка
«ЛОГОРИТМИКА» для детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка
Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их низкий уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками обусловливают необходимость комплексного подхода к преодолению речевой патологии.
Учитывая совпадение сензитивных периодов развития музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей, можно назвать логопедическую ритмику наиболее адекватной психолого-педагогической технологией в процессе преодоления ОНР.
Логопедическая ритмика – это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног и туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала. В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения.
Таким образом, занятия логоритмикой оказывают неспецифическое воздействие на речевые и неречевые нарушения с помощью ритмизированной системы упражнений, построенной на связи движений с музыкой и речью.
С учетом выше сказанного была разработана программа кружка “Логоритмика”, которая позитивно влияет на состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, развивает чувство ритма. Это особенно важно для детей с дизартрией.
Цель работы: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Программные задачи:
Коррекционные:
• развитие речевого дыхания; тренировка артикуляционного аппарата;
• совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия;
• формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Образовательные:
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие пространственных представлений;
• развитие переключаемости, координации движений.
Воспитательные:
• воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
• воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности;
• воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
Оздоровительные:
• укрепление костно-мышечного аппарата;
• развитие дыхания;
развитие координации движений и моторных функций;
• воспитание правильной осанки, походки;
• развитие ловкости, силы, выносливости.
Методические рекомендации
Объем учебного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников.
Занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю протяженностью 25 мин, в рамках кружковой работы.
Наполняемость группы – 12 человек. Место проведения – музыкальный зал.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Занятия проводятся в течение учебного года: начинаются с октября и продолжаются по май (включительно).
Одежда детей должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, спортивные шорты, тапочки-чешки.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы ( подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).
Ожидаемые результаты:
• В ходе реализации данной программы дети овладевают навыками правильного произношения, могут дифференцировать звуки речи.
• Также совершенствуется состояние грамматического строя, слоговой структуры и связной речи.
• Достигается развитие всех высших психических функций у детей.
• Происходит тренировка артикуляционного аппарата, что приводит к улучшению артикуляции, формированию четких кинестетических ощущений, развитию фонематического слуха.
• Усиливается речевой выдох по продолжительности и интенсивности, он становится плавным.
• Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка.
• У детей улучшается мелодико-интонационная сторона речи, они начинают чувствовать ритм, появляется музыкальность.
• Совершенствуется моторика, координация.
• Происходит укрепление здоровья в целом.
Календарно – тематический план работы на 2013 – 2014 учебный год
I ПЕРИОД
Октябрь
I 1 Осень. Путешествие по осеннему лесу. Звук [У]
II 2 Овощи. А что у нас на грядке? Звук [А]
III 3 Фрукты. Варим сладкий компот. Звук [И]
IV 4 Сад – огород. Пора собирать урожай. Звуки [А-У]
V 5 Лес. Грибы, ягоды, деревья. Путешествие по осеннему лесу. Звук [О]
Ноябрь
I 6 Перелетные птицы. Гуси-лебеди и их друзья. Звуки [У-О]
II 7 Одежда. Модники и модницы. Звуки [А-У-О]
III 8 Обувь, одежда, головные уборы. Модники и модницы. Звук [Ы]
IV 9 Ателье. Платьице для куклы Кати. Звуки [Ы-И]
II ПЕРИОД
Декабрь
I 10 Зима. Зимние забавы. Зимняя прогулка. Звук [М]
II 11 Мебель. Части мебели Мебельный магазин. Звук [В]
III 12 Семья. В гостях у бабушки. Звук [Н]
IV 13 Новогодний праздник. Становись в хоровод — Скоро будет Новый год! Звук [Ф]
Январь
I, II каникулы
III 14 Зимующие птицы. Путешествие в зимний лес. Звуки [М-Н]
IV 15 Дикие животные зимой. Лесные жители. Звуки [В-Ф]
V 16 Почта. Незнайка пишет письмо. Звук [Б]
Февраль
I 17 Транспорт. Едем на дачу. Звук [П]
II 18 Комнатные растения. Что растет на подоконнике? Звук [Б-П]
III 19 Наша армия. Как солдаты нас защищают. Звук [Д]
IV 20 Весна. День рождения весны Проводы зимы. Звук [Т]
III ПЕРИОД
Март
I 21 Праздник 8 Марта. Праздник для мамочки. Звуки [Д-Т]
II 22 Профессии. Профессии. Звук [Г]
III 23 Наша пища. Каша из топора. Сказочное путешествие. Звук [К]
IV 24 Откуда хлеб пришел? Поездка в деревню. Встреча Весны. Звук [X]
Апрель
I 25 Посуда. В гостях у Федоры. Звуки [Г-К-Х]
II 26 Мой дом. Прогулка по городу. Звук [С ]
III 27 Домашние животные и их детеныши. Котенок по имени Гав. Звук [С]
IV 28 Домашние птицы и их птенцы. История гадкого утенка. Звук [З]
Май
I 29 Наша страна. Мой родной край Экскурсия по Конаково. Звук [З]
II 30 Человек. Доктор Айболит. Звуки [С-З]
III 31 Насекомые. История одной гусеницы. Звук [Ц]
IV 32 Лето. Цветик – семицветик. Звуки [С-Ц]
Учитель – логопед
Ю.С. Давыдова
МБДОУ детский сад № 12 г. Конаково
Свежие комментарии