Методичка для логопедов. Часть 1. Требования к проведению нейропсихологического исследования



МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ  В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА СО ВЗРОСЛЫМИ

 

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов  России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г. Уфы
Фаткуллина Л.К.

 

 

Введение

 

Методичка  рассчитана для практикующих логопедов, работающих в системе здравоохранения со взрослыми при реабилитации  больных  после локальных поражений головного мозга в остром и раннем периодах, а также   при  голосовой реабилитации  и коррекции  функции  глотания у онкобольных в индивидуальной форме.

Также эту методичку для логопедов могут использовать  студенты  ВУЗов при написании курсовых и дипломных работ.

В методичке даны характеристики таких речевых патологий как афазия, дизартрия, дисфагия, дисфония и поражение лицевого нерва и методики их коррекции в практике логопеда при работе со взрослыми.

В данной работе использованы опробированнные мною методики работы ведущих специалистов: Шкловского В.М., Визель Т.Г., Кошелева Н.Г., Лаврова Е.В. ввиду обучения у них.

 

 

Часть 1.  Основные цели и задачи нейропсихологического обследования

Требования к проведению нейропсихологического обследования

 

Речь и ее нарушения изучаются целым рядом дисциплин. В задачи логопеда — афазиолога входит исследование разных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Обследование позволяет выявить сохранные и утраченные звенья речевой функции, определить тактику и адекватные методы восстановительного обучения, определения его прогноза. Правильное определение логопедом —  афазиологом нарушений функциональной системы мозга играет важную роль в проведении восстановительной работы, и учитываются при разработке программ нейрореабилитации.

 

Логопед  — афазиолог  должен знать:

  • основные методологические проблемы клинической афазиологии;
  • теоретические концепции, понятия, категории, принципы классификации в афазиологии, особенности и ограничения методов нейропсихологического обследования;
  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического обследования больного;
  • клиническую картину нарушений речи при основных видах афазии и дизартрии, клиническую картину дисфагии и дисфонии;
  • особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или операции на головной мозг;
  • особенности клинически проявлений различных видов афазий и дизартрий, дисфагий и дисфоний;
  • понятие о синдромном анализе афазии, дизартрии, дисфагии и дисфонии.

 

Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления логопедического заключения;
  • заполнить заключение обследования;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи, нарушению глотании или нарушению голоса;
  • провести полное и сокращенное нейропсихологическое исследование в зависимости от возможностей пациента;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • провести дифференциальную диагностику афазии, дизартрии, дисфагии или дисфонии;
  • выявить нарушенный нейропсихологический фактор при афазии, при дизартрии, при дисфагии или при  дисфонии;
  • установить нарушенный нейропсихологический синдром;
  • ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.

 

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами нейропсихологического обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • методологией синдромного анализа;
  • определения первичных и вторичных нарушений;
  • современной классификацией афазий;
  • структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического обследования.

 

Продолжение методического пособия читайте в следующей статье:
«Методичка для логопедов. Часть 2.
Формы афазии и методика восстановления  речи»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart