Методичка для логопедов. Часть 1. Требования к проведению нейропсихологического исследования
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА СО ВЗРОСЛЫМИ
Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г. Уфы
Фаткуллина Л.К.
Введение
Методичка рассчитана для практикующих логопедов, работающих в системе здравоохранения со взрослыми при реабилитации больных после локальных поражений головного мозга в остром и раннем периодах, а также при голосовой реабилитации и коррекции функции глотания у онкобольных в индивидуальной форме.
Также эту методичку для логопедов могут использовать студенты ВУЗов при написании курсовых и дипломных работ.
В методичке даны характеристики таких речевых патологий как афазия, дизартрия, дисфагия, дисфония и поражение лицевого нерва и методики их коррекции в практике логопеда при работе со взрослыми.
В данной работе использованы опробированнные мною методики работы ведущих специалистов: Шкловского В.М., Визель Т.Г., Кошелева Н.Г., Лаврова Е.В. ввиду обучения у них.
Часть 1. Основные цели и задачи нейропсихологического обследования
Требования к проведению нейропсихологического обследования
Речь и ее нарушения изучаются целым рядом дисциплин. В задачи логопеда — афазиолога входит исследование разных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Обследование позволяет выявить сохранные и утраченные звенья речевой функции, определить тактику и адекватные методы восстановительного обучения, определения его прогноза. Правильное определение логопедом — афазиологом нарушений функциональной системы мозга играет важную роль в проведении восстановительной работы, и учитываются при разработке программ нейрореабилитации.
Логопед — афазиолог должен знать:
- основные методологические проблемы клинической афазиологии;
- теоретические концепции, понятия, категории, принципы классификации в афазиологии, особенности и ограничения методов нейропсихологического обследования;
- современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений речи, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
- методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного нейропсихологического обследования больного;
- клиническую картину нарушений речи при основных видах афазии и дизартрии, клиническую картину дисфагии и дисфонии;
- особенности проведения нейропсихологического обследования у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или операции на головной мозг;
- особенности клинически проявлений различных видов афазий и дизартрий, дисфагий и дисфоний;
- понятие о синдромном анализе афазии, дизартрии, дисфагии и дисфонии.
Логопед — афазиолог должен уметь:
- поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения нарушенного нейропсихологического фактора, нейропсихологического синдрома, установления логопедического заключения;
- заполнить заключение обследования;
- наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
- составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы (нейропсихологическое обследование) с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности;
- собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению речи, нарушению глотании или нарушению голоса;
- провести полное и сокращенное нейропсихологическое исследование в зависимости от возможностей пациента;
- иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
- провести дифференциальную диагностику афазии, дизартрии, дисфагии или дисфонии;
- выявить нарушенный нейропсихологический фактор при афазии, при дизартрии, при дисфагии или при дисфонии;
- установить нарушенный нейропсихологический синдром;
- ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга;
- применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
Логопед — афазиолог должен владеть:
- правильным ведением протокола обследования;
- методами нейропсихологического обследования;
- интерпретацией результатов обследования;
- алгоритмом постановки логопедического заключения;
- методологией синдромного анализа;
- определения первичных и вторичных нарушений;
- современной классификацией афазий;
- структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического обследования.
Свежие комментарии