Методичка для логопедов. Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий
Методические основы диагностики
и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми
Часть 5. Диагностика и классификация дисфагий
Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской Клинической Больницы
имени Г.Г. Куватова г. Уфы Фаткуллина Л.К.
Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 4. Методика восстановления речи при различных формах дизартрии»
Дисфагия
Знание нарушений глотания, вызванных ишемическим поражением определенных отделов или травмой, необходимы логопеду — афазиологу, чтобы понять типы нарушений глотания, проявляющихся у пациентов с изолированным поражением ствола мозга, подкорковых структур, а также правого и левого полушарий коры головного мозга.
Логопед — афазиолог должен знать:
- современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений глотания, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
- методы диагностики и диагностические возможности методов непосредственного исследования больного;
- клиническую картину нарушений глотания при локальных поражениях головного мозга;
- особенности проведения обследования функции глотания у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму или операции на головной мозг;
- основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
- особенности клинически проявлений различных видов дисфагий;
- провести дифференциальную диагностику нарушения глотания;
- показания, противопоказания для коррекции при дисфагии
- основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.
Логопед — афазиолог должен уметь:
- поставить предварительное логопедическое заключение;
- заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дисфагии;
- определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
- наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
- составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы с целью анализа специфики нарушений глотательной функции;
- собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению глотания;
- иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
- установить логопедическое заключение при дисфагии;
- применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
- определить алгоритм реабилитации пациента с нарушением глотания;
Логопед — афазиолог должен владеть:
- основными приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления функций глотания;
- навыками коррекция дисфагии и обеспечение адекватного питания;
- правильным ведением протокола обследования;
- методами обследования функций глотания;
- интерпретацией результатов обследования;
- алгоритмом постановки логопедического заключения;
- определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
- методами диагностики и коррекции различных форм нарушений функций глотания, и обеспечение адекватного питания;
- современной классификацией дисфагий;
- методами коррекции различных форм нарушений функций глотания, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.
Глотание обеспечивают следующие анатомические структуры: поперечнополосатая мускулатура языка, мягкого неба и глотки, гладкие мышцы пищевода; языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы и их двигательные ядра; афферентные чувствительные волокна от рта и глотки в составе тройничного, языкоглоточного и блуждающего нервов; нейроны прецентральной извилины и волокна кортикобульбарного тракта (супрануклеарная иннервация). В настоящее время выделяют четыре фазы глотания.
Фазы глотания:
– орально — подготовительная фаза. Еда или жидкость находятся в ротовой полости, губы смыкаются, пища жуется, смешивается со слюной, формируется пищевой комок с помощью мышц языка, щек, неба. Эта фаза обеспечи вается работой V, VII, XII пар черепно-мозговых нервов. Движения органов ротовой полости в этой фазе являются произвольными;
— орально — трансферная фаза. Эта фаза начинается тогда, когда пищевой комок начинает передвигаться задней частью языка. В это время назальная полость закрывается за счет сокращения мягкого неба. Начинает реализовываться глотательный рефлекс. К управлению этими движениями присоединяется XI пара черепно-мозговых нервов;
– фарингиальная фаза. Начинается с запуска глотательного рефлекса, гортань при этом поднимается, наклоняется вперед, что приводит к опусканию надгортанника.
— эзофазальная фаза (пищеводная). С помощью перестальтики пищевода пища продвигается в желудок. В управлении этим движением принимает участие X пара черепно-мозговых нервов.
Диагноз дисфагии у пациента ставится при возможности контакта с пациентом на основании жалоб, анамнестических данных, клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний. При затруднении контакта с пациентом – на основании данных клинико-функционального обследования и исключения других заболеваний.
Жалобы и анамнез
Логопед – афазиолог описывает симптомы дисфагии, которые появляются во время питья и приема пищи:
— затруднения жевания
— нарушение гигиены рта
— слюнотечение или неспособность сглатывать слюну
— «смазанная» речь
— выпадения пищи изо рта во время еды
— кашель (сразу или с задержкой) или прочистка горла (до, во время или после глотка)
— поперхивание (изменения цвета лица или слезящиеся глаза)
— усиление одышки
— изменение качества голоса во время или после глотания, (голос влажный», «булькающий», хрипота, временная потеря голоса)
— срыгивание
— затрудненное или прерывистое дыхание после глотания
— увеличение продолжительности акта еды
— тревожность по поводу приема пищи
При сборе анамнеза логопеду – афазиологу необходимо уточнить:
- 1. Приём какой пищи нарушает глотание (затруднения при проглатывании жидкой пищи более характерна для глоточной, а твердой — для пищеводной дисфагии).
- Время между глотанием и появлением чувства «кома». Чувство «кома» в горле в большинстве случаев исключает механическую причину дисфагии.
- Характер нарастания симптомов. Короткий (менее 3 мес) и прогрессирующий характер дисфагии является характерным для злокачественной опухоли.
- Уменьшение массы тела
- Наличие срыгивания и изжоги (дает основание заподозрить рефлюкс-эзофагит)
- Кашель во время еды, питья (свидетельствует о забросах содержимого пищевода в трахеобронхиальное дерево)
- Боль во время акта глотания (одинофагия) часто является проявлением дисфагии при ахалазии, диффузном спазме пищевода и эзофагите
- Симптомы, характерные для системных заболеваний, включая железодефицитную анемию.
Диагностика дисфагий.
Клиническое обследование
— тщательный осмотр области шеи, ротовой полости, ротоглотки, гортани, исследование полости рта, зубов и десен, пальпация регионарных лимфоузлов, что важно для уточнения многих причин дисфагии, включая злокачественные опухоли
— оценка чувствительности слизистой гортаноглотки прикосновением бронхоскопа (шпателя) к слизистой оболочке гортани, глотки, надгортанника.
Сохранность чувствительности и степень её нарушения определяется двигательной реакцией мышц ротоглотки:
— живое сокращение мышц, смыкание голосовых складок, движение надгортанника в полном объеме — реакция сохранена;
— вялая, ослабленная реакция-реакция частично сохранена;
— реакция отсутствует
— исследование глоточного рефлекса, при этом следует иметь в виду, что наличие глоточного рефлекса не исключает диагноз дисфагии (например, при псевдобульбарном синдроме); снижение или даже отсутствие глоточного рефлекса отмечается у курящих, не имеющих проблем с глотанием
— оценка функции глотания является неотъемлемой и обязательной частью осмотра и производится по разработанной стандартизированной скриннинговой шкале.
Клиническая шкала оценки функции глотания
Включает семь признаков, связанных с глотанием:
- затруднение инициации акта глотания
- задержка прохождения пищи в ротовой полости
- задержка прохождения пищи в глотке
- назальная регургитация (попадание пищи в носовую полость)
- легочная аспирация
- снижение способности управлять слюновыделением
- нарушения речи и фонации
Для каждого из признаков предложена 5-балльная градация: от 1 (сохраненная функциональность, отсутствие признака) до 5 баллов (резко выраженный признак, отсутствие функции). При суммировании диапазон от 33 до 35 баллов свидетельствует о сохранной функции глотания, а результат менее 7 баллов – об отсутствии попыток глотания.
Продолжение методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 6.
Реабилитационные мероприятия при дисфагии»
Свежие комментарии