Методичка для логопедов. Часть 11. Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва



Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми

 

 

Часть 11. Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва

 

 

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
Методического пособия для логопедов Часть 10.
«Восстановление голоса при порезах и параличах гортани»

 

Составитель: 

член Национальной ассоциации нейрореабилитологов
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г. Уфы Фаткуллина Л.К.

 

 

 

 

Поражение лицевого нерва

При поражении лицевого нерва развивается атрофия и паралич мимических мышц соответствующей половины лица. Наблюдается выраженная асимметрия мышц лица в покое, имеется сглаженность морщин на поражённой стороне лица, нарушаются акты жевания и глотания. Отсутствуют движения нижнего века, нарушается слёзоотделение. На повреждённой стороне при произношении согласных и надувании щёк, щека колеблется подобно парусу («парусит»), жидкая пища выливается из угла рта.

Логопед — афазиолог должен знать:

  • классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения поражения лицевого нерва протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики больного;
  • клинику поражения лицевого нерва при локальных поражениях головного мозга, при травмах лица;
  • особенности проведения обследования пациентов с поражениями лицевого нерва;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов поражения лицевого нерва;
  • провести дифференциальную диагностику поражений лицевого нерва;
  • показания, противопоказания для коррекции поражения лицевого нерва;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте с целью определения поражения лицевого нерва;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при поражениях лицевого нерва;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы с целью анализа специфики нарушений речевой деятельности, функции жевания,  функции глотания при поражении лицевого нерва;
  • собрать анамнез заболевания;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при поражениях лицевого нерва;
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм реабилитации пациента неврологического профиля.

 

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм поражения лицевого нерва;
  • современной классификацией поражений лицевого нерва;
  • методами коррекции, используя стратегии поведенческих тренингов, использование БОС.

Логопеду – афазиологу нужно уметь различать центральный и периферический парез лицевого нерва.

Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва

Центральный парез (односторонняя слабость мышц нижних отделов лица) всегда развивается при поражении нервной ткани выше двигательного ядра лицевого нерва на противоположной от очага стороне. Центральный парез мимических мышц обычно возникает при инсульте и часто сочетается с парезом конечностей на противоположной очагу стороне  (рис А).

Периферический парез (односторонняя слабость мышц всей половины лица) всегда развивается при поражении лицевого нерва от двигательного ядра до места выхода из шилососцевидного отверстия на одноименной стороне (рис Б).

 

 

В настоящее время наиболее часто встречается периферический парез лицевого нерва. При этом выделяют симптомы  поражения периферического отдела лицевого нерва и поражения лицевого нерва в костном канале височной кости:

Синдром Мийяра–Гюблера возникает вследствие мозгового инсульта при одностороннем патологическом очаге в нижней части моста мозга и поражении при этом ядра лицевого нерва или его корешка и корково-спинномозгового пути (на стороне поражения возникает периферический парез или паралич мимических мышц, на противоположной стороне — центральный гемипарез или гемиплегия).

Синдром Фовилля возникает вследствие мозгового инсульта при одностороннем патологическом очаге в нижней части моста мозга и поражении при этом ядер или корешков лицевого и отводящего нервов, а также пирамидного пути (на стороне поражения возникает периферический парез или паралич мимических мышц и прямой наружной мышцы глаза, на противоположной стороне — центральный гемипарез или гемиплегия).

Синдром мостомозжечкового угла наиболее часто возникает вследствие невриномы слуховой порции преддверно-улиткового нерва на пути следования лицевого нерва от ствола мозга до входа в костный канал височной кости (медленно прогрессирующее снижение слуха (дебют заболевания), мягкие вестибулярные расстройства, признаки воздействия опухоли на корешок лицевого нерва (парез мимических мышц), корешок тройничного нерва (снижение, а в дальнейшем и выпадение роговичного рефлекса, гипалгезия в области лица), мозжечок — атаксия и др.).

Симптомы поражения лицевого нерва в фаллопиевом канале (канал в пирамиде височной кости, начинающийся на дне внутреннего слухового прохода и открывающийся шилососцевидным отверстием) зависят от уровня его поражения:

  • поражение лицевого нерва в костном канале до отхождения большого поверхностного каменистого нерва, кроме пареза (паралича) мимической мускулатуры, приводит к уменьшению слезоотделения вплоть до сухости глаза и сопровождается расстройством вкуса на передних 2/3 языка, слюноотделением и гиперакузией;
  • поражение лицевого нерва до отхождения стремянного нерва дает такую же симптоматику, но вместо сухости глаза повышается слезоотделение;
  • при поражении лицевого нерва ниже отхождения стремянного нерва гиперакузия не наблюдается;
  • в случае поражения лицевого нерва в месте выхода из шилососцевидного отверстия преобладают двигательные расстройства;

При поражении лицевого нерва происходит сглаживание природных складок на лбу, носогубной складки. Обращают внимание на ширину глазной щели, расположение бровей и т.д.

Наиболее часто встречаются   в клинической картине поражения лицевого нерва  синкинезии. Синкенезии  — это осложнение связано с тем, что нарушается изоляция электрических импульсов в ветке нерва. В результате возникает «короткое замыкание», и возбуждение из одного участка распространяется на другие по неправильно разросшимся нервным волокнам):

  • веко – лобно — губная — при закрывании глаз наморщивается лоб и приподнимается угол рта;
  • веко – плетизмовая — зажмуривание глаз ведет к сокращению подкожной мышцы шеи;
  • веко — носовая, или синкинезия Гюе, — приподнимание крыла носа вверх и кнаружи при зажмуривании;
  • веко — ушная — зажмуривание глаз сопровождается приподниманием ушной раковины;
  • губо — пальцебральная — сужение глазной щели при раздувании щек;
  • лобно — губная — приподнимание угла рта при наморщивании лба.

Для постановки  предварительного заключения логопед – афазиолог  предлагает  больному  выполнить ряд тестов:

  1. Закрыть глаза
  2. Закрыть попеременно сначала один, а потом другой глаз
  3. Зажмурить глаза
  4. Поднять брови
  5. Нахмурить брови
  6. Поморщить нос
  7. Оскалить зубы
  8. Надуть щёки
  9. Подуть
  10. Посвистеть

Логопеду – афазиологу следует проследить, выполняются ли движения одинаково с обеих сторон.

 

Продолжение методического пособия  читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми. Часть 12.
«Восстановление голоса при поражении лицевого нерва»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart