Методичка для логопедов. Часть 7. Дисфония. Клиническая классификация дисфоний



Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений  в работе логопеда со взрослыми

Часть 7. Клиническая классификация дисфоний

 

Составитель:
член ассоциации нейрореабилитологов  России

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г.Уфы
Фаткуллина Л.К.

 

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми. Часть 6.
Реабилитационные мероприятия при дисфагии»

Дисфония

 Заболевания голосового аппарата снижают трудоспособность у людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности.

 

 Логопед — афазиолог должен знать:

  • современную классификацию, клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения нарушений голоса, протекающих в типичной форме у различных возрастных групп и при различных нозологиях;
  • методы диагностики и диагностические возможности больного;
  • клинику нарушений голоса при основных видах дисфоний;
  • особенности проведения обследования у пациентов, перенесших инсульт,  черепно-мозговую травму или вмешательство;
  • основы мультидисциплинарной нейрореабилитации;
  • особенности клинически проявлений различных видов дисфоний;
  • провести дифференциальную диагностику дисфонии;
  • показания, противопоказания для различных видов коррекции при дисфонии;
  • основы организации мультидисциплинарной реабилитации больных в современных условиях.

 

Логопед  — афазиолог должен уметь:

  • поставить предварительное логопедическое заключение – синтезировать информацию о пациенте;
  • заполнить заключение обследования, записать план по восстановительному обучению при дисфонии;
  • определить путь введения, оценить эффективность и безопасность проводимого восстановления;
  • наметить объем дополнительных обследований в соответствии с прогнозом развития болезни, для уточнения диагноза и получения достоверного результата;
  • составлять программы диагностического обследования, использовать основные исследовательские методы с целью анализа специфики нарушений голосовой деятельности;
  • собрать анамнез заболевания, приведшего к нарушению голоса;
  • иметь представление о нейровизуализационных методах обследования с целью уточнения диагноза основного заболевания;
  • установить заключение при дисфонии
  • применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач;
  • определить алгоритм голосовой реабилитации пациента.

 

Логопед — афазиолог должен владеть:

  • основными подходами к анализу методологических проблем восстановления голоса, приемами выбора и адаптации методов и методик исследования и восстановления;
  • навыками планирования восстановительного обучения;
  • правильным ведением протокола обследования;
  • методами обследования;
  • интерпретацией результатов обследования;
  • алгоритмом постановки логопедического заключения;
  • понятийным аппаратом, приемами и методами восстановительного обучения;
  • определения первичных и вторичных нарушений для решения задач профилактики и коррекции;
  • методами исследования, диагностики, профилактики и коррекции различных форм нарушений голоса;
  • современной классификацией дисфоний;
  • методами коррекции различных форм нарушений голоса

 

В повседневной практике логопед – афазиолог  пользу­ется  вот такой схемой обследования, позволяющей оценить общую картину голосового нарушения с учетом возрастных, про­фессиональных и личностных особенностей пациента.

 

  • Беседа, сбор анамнеза.
  • Объективное обследование.
  • Анализ результатов инструментальных и электронных мето­дов
  • исследования.
  • Формулировка предварительного заключения, построение прогноза.
  • Разработка стратегии и тактики коррекции нарушений голоса.

 

В ходе умело организованной беседы открываются возможно­сти получения весьма обширной и разносторонней информации, дающей сведения для решения многих значимых для дальнейшей работы задач: выявления времени появления первых признаков нарушения голосовой функции, их продолжительности, уточне­ние обстоятельств их возникновения и предполагаемых причин; оценки социально-бытовых условий проживания и профессиональ­ной деятельности больного. Формируются пред­ставления о личностных особенностях пациента, его отношении к нарушению голоса, о значимости голосовой функции для его профессиональной деятельности; уточняются особенности станов­ления голосовой функции в детском и подростковом возрасте, наличие заболеваний голосового аппарата в анамнезе или у род­ственников пациента.

 

Традиционно в практике пользуются несколькими классифи­кациями нарушений голоса, в основе которых лежит клиниче­ский подход к определению патологического состояния голосового  аппарата.

 

  1. Классификация по степени выраженности нарушений голо­са, в структуре которой выделяют афонию и дисфонию.
  2. Классификация на основе оценки уровня поражения голосового аппарата, в структуре которой отражены и центральные, и периферические нарушения голоса.
  3. Классификация (клиническая) на основе наличия/отсутствия органических повреждений голосового аппарата и их характера, которые, согласно их структуре делятся на органические и функ­циональные.

 

Классификация дисфоний

 

Органические нарушения голоса классифици­руются по этиологии и подразделяются на нарушения голоса:

  • при ларингитах и трахеитах (острых, хронических, аллергиче­ских);
  • вследствие кровоизлияний в голосовые складки;
  • в результате парезов и параличей (нейрогенных и миопатических);
  • при монохордитах;
  • при новообразованиях и состояниях после их удаления, в том числе после ларингэктомии (удаления гортани);
  • при рубцовых стенозах гортани.

 

Функциональные нарушения голоса классифицируются на ос­нове оценки характера расстройства двигательной функции гор­тани и типа тонусных изменений в мышцах голосовых складок и подразделяются на:

  • гипотонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое снижение тонуса мышц гортани и нарушение двигательной ак­тивности голосовых складок во время фонации;
  • гипертонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое повышение тонуса мышц гортани и голосовых складок во время фонации;
  • спастические — дискоординация дыхания, фонации и арти­куляции с крайне выраженным неконтролируемым повышением тонуса мышц гортани во время фонации;
  • фонастении — дискоординация дыхания, фонации и артику­ляции с резко выраженным снижением способности к полноцен­ному выполнению голосовой нагрузки;
  • функциональные (психогенные) афонии — функциональ­ная недостаточность голосовых мышц, связанная с отсутствием возможности к произвольной фонации при сохранности способно­сти к непроизвольному голосообразованию (смех, кашель). Обыч­но они обусловлены нарушениями центрального генеза.

 

Используется также классификация нарушений голоса по сте­пени участия в акте голосооформления резонаторов, согласно которой выделяют нарушения по типу гипоназальности и по типу гиперназальности.

 

Опыт логопедической работы с больными при парезе гортани или частичной её удалении, или экстирпации  показывает, что начинать заниматься восстановлением голоса следует как можно раньше. Голосовой аппарат человека обладает большими компенсаторными возможностями.

 

Продолжение методического пособия  читайте в статье:

Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 8.

«Восстановление  голоса при экстирпации гортани»

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart