Методичка для логопедов. Часть12. Методика восстановления голоса при поражении лицевого нерва
Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений в работе логопеда со взрослыми
Часть 12. Восстановление голоса при поражении лицевого нерва
Предыдущую часть методического пособия читайте статье:
Методическое пособие для логопедов. Часть 11.
«Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва»
Составитель:
член Национальной ассоциации нейрореабилитологов
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова г. Уфы Фаткуллина Л.К.
Методы реабилитации больного при поражения лицевого нерва
Специальные упражнения для мимических мышц выполняется больным перед зеркалом с участием логопеда – афазиолога и обязательно должна повторяться пациентом (по укороченной программе) самостоятельно (2–3 раза в течение дня).
Упражнения для восстановления голоса при поражении лицевого нерва
Упражнения для мимических мышц
Описание упражнения | Методические указания |
Одновременное и попеременное надувание щек |
На пораженной стороне должна быть надута щека, но не чрезмерно. При необходимости логопед — афазиолог корригирует руками смыкание рта. Исключить одновременное закрывание глаз. |
Пофыркивание | Губы должны мелко вибрировать. При затруднении произносится «тпру». |
Произношение звука «п» | Звук произносится глухо, с последующим удлиненным выдохом. До произношения звука плотно сомкнуть губы. При необходимости логопед — афазиолог помогает руками. |
Из и.п. лицом вниз производятся небольшие покачивания головой из стороны в сторону | Логопед — афазиолог одновременно производит поглаживание щек, губ, лба |
Упражнения в произношении отдельных звуков | |
Произношение гласных: а, о, у, и | Нижняя челюсть свободно опускается вниз. Мышцы рта работают симметрично |
Произношение согласных: б, ц, с, ч, к, т | Синкинезии должны быть исключены. Внимание больного обращено на движение губ |
Упражнения, воспроизводящие мимические движения | |
Одновременное и попеременное приподнимание бровей | При одновременном приподнимании обращают внимание на симметричность движения. Темп медленный. Амплитуда бровей умеренная. При попеременном — амплитуда максимальная. Во время движения на пораженной стороне логопед — афазиолог придерживает пальцами бровь на сохранной половине лица |
Одновременное и попеременное закрывание глаз | При необходимости логопед — афазиолог помогает плотно закрыть глаза на стороне поражения. Во время закрывания глаз больной старается смотреть вниз, вверх, вправо и т.д. |
Нахмуривание бровей | Свести брови вместе и образовать над переносицей вертикальную складку |
Приоткрыть и показать зубы | Следить за симметричностью движения. Исключать синкинезии |
Наморщить спинку носа | Предварительно методист оттягивает вниз кожу спинки носа с обеих сторон и затем дает штриховую индикацию по ходу движения. Допускаются симметричные синкинезии, которые облегчают основное движение |
Сложить губы трубочкой, подуть на зажженную спичку | Следить за симметричностью движения. При необходимости помочь руками. Обратить внимание на то, чтобы больной мог управлять выдыхаемой струей воздуха (пламя должно колебаться). Можно предложить больному дуть в трубочку, опущенную в стакан с водой |
Сомкнув губы, одновременно надуть щеки. Выпустить воздух через левый угол рта. Повторяя упражнение, выпустить воздух через правый угол рта. | Обратить внимание на необходимость плотного смыкания губ и последующего локального расслабления области левого, а затем правого угла рта |
Наморщить кожу подбородка и выпятить вперед губу |
Следить за симметричностью движений |
Оттянуть углы рта в стороны | Осуществляется при сильно сомкнутых зубах и напряжении жевательной мускулатуры. При одновременном оттягивании углов рта в стороны обратить внимание на симметричность движения. При попеременном движении максимальная амплитуда должна быть на пораженной стороне. |
Оттянуть углы рта вниз | Движение осуществляется при одновременном поднимании и небольшом вытягивании нижней губы. Следить за симметричностью мимики. |
Поднять углы рта вверх | Тщательно подбирается амплитуда движений для максимального исключения асимметрии. В большей части случаев необходима помощь логопеда – афазиолога. |
Раздувание ноздрей | Упражнение выполняется на вдохе. В начальной фазе вдоха логопед — афазиолог сжимает ноздри больного и быстро их отпускает. |
Приподнимание вверх нижнего века | Движение выполнять максимально изолированно. Полностью устранить синкинезии. При одновременном движении следить за симметрией лица. Исключить зажмуривание. |
Перед каждым упражнением обязательно расслабляют мышцы, особенно на непораженной стороне. Следует добиваться, чтобы движения выполнялись симметрично. Для этого больной активно должен ограничивать амплитуду движения на непораженной стороне, придерживая ее рукой. На стороне поражения упражнения осуществляются рукой пассивно, а при появлении минимальных активных движений – активно с помощью руки. По мере восстановления движений эти же упражнения выполняют с сопротивлением (рука препятствует выполнению движения, требуя большего напряжения мышц).
Каждое упражнение повторяют 4-5 раз с паузами для отдыха, упражнения для глаз — 2 — 3 раза. Процедуры проводят 2-3 раза в день. Упражнения делают ежедневно в течение 2-3 недель.
Лейкопластырное натяжение
Применяется для устранения асимметрии лица и представляет собой лейкопластырное натяжение (тейпинг) со здоровой стороны лица на пораженную. Оно направлено против тяги мышц здоровой стороны и осуществляется прочной фиксацией другого свободного конца пластыря к специальному шлему-маске, изготовляемому индивидуально для каждого больного из бинта.
Правила наложения тейпинга
- Коррекция мышц здоровой стороны должна осуществляться с такой силой, чтобы мышцы-антагонисты пораженной стороны были достаточно свободны в своих действиях и не испытывали тяги мышц здоровой стороны.
- Фиксация свободного конца пластыря к шлему должна быть жесткой (даже двукратной с подворотом) для удерживания здоровых мышц в правильном положении.
- Тейпинг для уменьшения глазной щели осуществляется одной или двумя узкими полосками лейкопластыря, который прикрепляется на коже века посередине глазной щели и мягко натягивается кнаружи-вверх, свободным концом также прикрепляясь к неподвижному шлему. Чем уже получается глазная щель при натяжении, тем легче она смыкается при непроизвольном моргании. Таким естественным образом глаз увлажняется слезой, что предохраняет роговицу от высыхания и изъязвления.
- После сеанса лечения надо смазать участки кожи, к которым прикреплялся пластырь, питательными кремами.
Рекомендации для больного
- спать на боку (на стороне поражения);
- жевать пищу как на пораженной, так и на здоровой стороне;
- в течение 10–15 минут 3–4 раза в день сидеть, склонив голову в
сторону поражения, поддерживая ее тыльной стороной кисти (с опорой
на локоть);
- подвязывать платок, подтягивая мышцы с непораженной стороны в
- сторону поражения (снизу вверх), стремясь при этом восстановить
- симметрию лица.
Лечение положением надо проводить в дневное время, когда двигательные функции наиболее необходимы больному для выполнения бытовых, трудовых и лечебных мероприятий. Тейпинг для уменьшения глазной щели, направленный не только на устранение мышечного дефекта, но и на сохранность роговицы, применяется и в ночное время, когда особенно важно, чтобы глаз был полностью закрыт.
Лейкопластырное натяжение в первые дни заболевания проводят дробно: по 30 — 60 минут 2 — 3 раза в день (преимущественно во время активных мимических действий: при приеме пищи, разговоре, общении с родственниками и врачами), затем — по 2 — 3 часа.
Как показывает опыт работы, можно также использование масок – пленок для лица. Они очень просты и удобны в применении и также фиксируют здоровую часть лица.
Литература
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Лурия А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1998.
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. / А. Р. Лурия. М.: Акад. проспект, 2000.
Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М.: МГУ, 2005
Шкловский, В.М. Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией. Журнал невропатологии и психиатрии. — 2002. — №7.
Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. В. М. Шкловский, Т. Г. Визель. М.: Ассоциация дефектологов, 2000.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными. В. Секачев, 2005
Шохор-Троцкая, М.К.. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. — М.: Медицина, 2002.
Хомская, Е.Д. Мозг и активизация. – М.: МГУ, 1987.
Цветкова, Л.С., Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М.: МГУ, 2009.
Пурцхванидзе, О.П. Восстановительное обучение больных с афазией в остром восстановительном периоде. // Вестник Университета Российской Академии Образования.- М., 2011.- № 2
Пурцхванидзе, О.П. Психолого-логопедическая диагностика больных с афазией в ранней постинсультной стадии. // Научно-теоретический журнал » Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». Санкт-Петербург, 2011.- № 7.
Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Таптапова С.Л. Коррекционо-педагогическая работа при нарушениях голоса.- М., 1984.
Таптапова С.Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. — М.. 1985.
Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Белова А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей – М. 2000, 520-548
Кнолль Е.А. Новые возможности диагностики и реабилитации неврогенной дисфагии //Сибирский Консилиум, 2006, №4, 7-11
Практическое руководство OMGE Дисфагия, 2004
Ширшов И, Древаль О, Лихтерман Л., Горожанин А. Травма лицевого нерва, Москва, 2011
Бязрова С.С, Цогоев А.С, Болиева Л.З. Восстановительное лечение больных с периферическими нейропатиями лицевого нерва – Вестник медицинских технологий, 2008 г.
Свежие комментарии