Методичка для логопедов. Часть 9. Восстановление голоса при частичной резекции гортани
Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть Часть 8.
Восстановление голоса при экстирпации гортани
Составитель:
член Национальной ассоциации нейрореабилитологов
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова
г. Уфы Фаткуллина Л.К.
Восстановление голоса при частичной резекции гортани
У лиц, перенесших частичные резекции гортани, не отмечается каких-либо нарушений артикуляции. Поэтому рекомендуется курс дыхательных упражнений, крайне необходимых для этой группы больных. Дыхательный комплекс разработан специально для этой группы лиц врачом Э. Я. Золотаревой.
Комплекс гимнастических упражнений дыхательной гимнастики для лиц с нарушениями голоса
№ п п | Исходное положение | Описание упражнения | Дозировка | Методические указания |
1 | Сидя на стуле | Вдох спокойный через нос, выдох через рот | 4—5 раз | Выдох удлинен |
2 | Сидя на стуле, руки на коленях | Развести руки в стороны— вдох, руки на колени — выдох | 4—5 раз | Темп медленный, выдох через рот удлинен |
3 | Сидя на стуле, ноги на ширине плеч | Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вниз, достать пальцами рук пола — выдох, выпрямиться | 3—4 раза | Выдох удлинен |
4 | Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты ё локтевых суставах | Два рывка локтями на зад, два рывка развести руки в стороны | 5—6 раз | Дыхание произвольное |
5 | Сидя на стуле | Вдох спокойный через нос, на выдох — произнести звук ш | 5—6 раз | Выдох удлинен. Не напрягать мышцы шеи |
6 | Сидя на стуле, облокотившись на спинку, ноги выпрямить, руками держаться за сиденье | В исходном положении— вдох, на выдох — ногу согнуть в коленном суставе, выпрямить, согнуть опять и опустить | 3—4 раза каждой ногой | Выдох удлинен. Темп медленный |
7 | Сидя настуле, пальцы рук на ребра | На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться | 4—5 раз | Выдох удлинен |
8 | Сидя на стуле. пальцы рук к плечам | Правым коленом достать левый локоть и наоборот | 5—6 раз | Дыхание произвольное |
9 | Сидя на стуле, руки на поясе | Отвести руку прямую в сторону — вдох, на выдох рука прямая над головой, с одновременным наклоном туловища в сторону и в исходное положение | 3—4 раза в каждую сторону |
Выдох удлинен через рот |
10 | Сидя иа стуле, облокотившись на спинку, ноги выпрямить, руками держаться за сиденье | В исходном положении— вдох, на выдох движение ногами «велосипед» | 4—5 раз | Выдох удлинен через рот |
11 | Сидя на стуле, руки на коленях | На вдох развести руки в стороны, на выдох обнять себя и выпрямиться | 4—5 раз | Выдох удлинен через рот |
12 | Сидя на стуле, руки на поясе | Круговые движения на 4 счета | По 3 раза в каждую сторону | Дыхание произвольное |
13 | Сидя на стуле | Вдох спокойный через нос, на выдох произвести звук с | 5—6 раз | Выдох удли нен. Не напрягать мышцы шеи |
14 | Сидя на стуле, руки на поясе | Отвести руку в сторону— вдох, на выдох наклонить туловище вниз, к противоположному носку ноги и возвратить руку в исходное положение | 3—4 раза в каждую сторону | Выдох удлинен через рот |
15 | Сидя, облокотившись на спинку стула, ноги выпрямить, расслабиться, одна рука на груди, другая на животе | Диафрагмальное дыхание, мысленно произносить фразу: «Я — на вдохе, на выдохе: глубоко, ровно и плавно дышу» | 1—2 минуты | Выдох удлинен через рот |
После систематических занятий дыхательной гимнастикой, рекомендуется начинать коррекционные логопедические упражнения:
Упражнение 1 — «Дутье в губную гармошку». Оно активизирует оставшиеся части гортани. Рекомендуется дуть в губную гармошку сидя, спокойно, слегка приопустив голову, на одной ноте в течение 1 минуты 8-12 раз в день (интервалы не менее 20 минут).
Упражнение 2 — Произнесение сонорных звуков. Нужно слегка опустить голову, произнести звуки м и н. Вначале появится грубый, немодулированный звук голоса. Логопеду — афазиологу следует объяснить, что путем специальных упражнений можно его корректировать, расширять диапазон, тогда появится модуляция.
Упражнение 3 — Слова с глухими звуками т, к, п.
Упражнение 4 — Произнесение отдельных слов, особенно часто употребляемых в быту: «да, нет, дайте, привет, возьмите, а также фраз: пойдем домой, дай газету, где живешь» и т. д. Для тренировок можно взять отдельные строчки из хорошо знакомых стихотворных текстов, например: «Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели» (Н. А. Некрасов).
Упражнение 5 — После этих упражнений можно переходить на речь восстановленным голосом в быту.
Продолжение методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми Часть 10.
«Восстановление голоса при порезах и параличах гортани»
Свежие комментарии