Открытое занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: «Почтовая цифровая индексация. Автоматизация звуков (Ч), (Н) на материале текста»
Открытое занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи на тему: «Почтовая цифровая индексация. Автоматизация звуков (Ч), (Н) на материале текста»
Конспект занятия подготовила:
Сурдопедагог Арестова В.З.
ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Цели:
— отрабатывать произносительные навыки на материале текста;
— учить воспринимать текст, задания к тексту, поручения на слуховой и слухо-зрительной основе;
— учить распознавать и различать на слух части текста, фразы незнакомые в сочетании со знакомыми;
— произносить весь речевой материал слитно, в нормальном темпе, с соблюдением словесного и логического ударения;
— развивать логическое мышление, расширять словарный запас;
Оборудование:
— Образцы почтовых отправлений, картинки, дополнительные тексты, письмо и бандероль с адресатом, марки, словарь, индивидуальные слуховые аппараты, речевой тренажёр ИНТОН-Н
Словарь по теме:
Оттиск, штемпель, индекс, адресат, отправитель, конверт,
пакет, марка, посылка, бандероль, отправление, получатель, цифры, письмо, почта, причастие, денежные переводы,
открытки, телеграммы, индексация, птенчик, поворот, вагон
Фонетическая зарядка
/Работа над звуком проходит с одним учеником, затем с другим, они поочерёдно готовятся к пересказу дополнительного текста/.
Ч — Поворачиваем поочерёдно кисти то правой, то левой руки от себя/ быстро и резко снизу вверх/ и произносим одновременно звук Ч.
Грач, врач.
Речевая зарядка
Ч Чка Чка точка Ч Чта Чта почта
Составь словосочетание со словами: марка, ящик.
Составь предложение со словом птенчик.
Выбери слова со звуком [Ч].
(Словарь по теме прилагается).
Отгадай загадку:
Днём и ночью, в любое время года, шагает она по суше и по морю.
Назови однокоренные слова со словом ПОЧТА. Дополни: Почтальон – это … . Почта – это … .
Прочитай текст. Перескажи
/Один ученик читает молча текст, другой занимается с учителем/.
Марка
До появления марки за письмо платил не отправитель, а получатель. Благодаря стараниям деревенского английского учителя в 1840 году появилась первая в мире марка. Самая первая марка в России вышла в 1858 году. На ней был изображён двуглавый орёл и царская мантия.
Фонетическая зарядка. / Работа со вторым учеником/.
[Н] — Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренным движением, произнося: «кран, план».
Речевая зарядка
баН баН баН баНдероль коН коН коН коНверт.
Составь словосочетания со словом: «почтальон».
Составь предложение со словом: «наклеивать».
Выбери слова со звуком [Н].
Отгадай загадку: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне». Что нужно делать с маркой?
Прочитай текст. Перескажи
Конверт.
Чтобы сохранить содержание писем их вкладывали в конверт.
Первые конверты появились ещё до нашей эры. Письма – таблички из глины вкладывали в глиняный конверт с адресом. Чтобы достать письмо, получателю нужно было разбить конверт. Первые бумажные письма сворачивали в рулон и ставили сургучную печать. К каждой грамоте прицепляли ярлычок из бересты, на котором писали имя получателя.
Физминутка . Выполняя действия говори: «Сделай повороты направо, налево, кругом».
Работа с текстом. (Первое чтение идёт на слухо – зрительной основе, второе — частично на слух).
Текст «Цифровая индексация»
В нашей стране принята шестизначная цифровая индексация предприятий связи.
Почтовая индексация построена с учётом схемы почтовых сообщений.
Три первые из шести цифр присвоены областям, краям, республикам и столицам республик.
Для Башкортостана первой половиной индекса является цифра 450. Последние три цифры из шести имеют разное назначение.
В областях, краях и столицах республик последние три цифры индекса обозначают номера городских отделений связи.
Вне областных, краевых – вторая половина почтового индекса обозначает:
4-ая цифра — маршрут почтового вагона;
5-ая цифра – при вокзале отделение связи;
6-ая цифра – места назначения.
Проставлять индексы на всех почтовых отправлениях необходимо, чтобы упростить их сортировку.
Ответы на вопросы
(Работает с вопросами первый ученик, второй отвечает. Работа идёт слухо- зрительно
Что такое индекс?
Ты знаешь свой почтовый индекс?
Что обозначают цифры твоего индекса?
Что наклеивают на почтовые отправления?
Дополни: /Работает с заданием второй ученик, первый отвечает/.
В нашей стране принята …
— из шести цифр присвоены областям, краям и республикам.
Для удобства оплаты пересылки была выпущена …
Угадай названия текста (Работа идет на слуховой основе).
«Она значима и важна, ведь всем она нужна». /Почта/
«Он любил читать, рисовать, играть в шахматы, сражаться на шпагах. /М.Ю.Лермонтов /
В картине «Родина Аксаковых» художник создаёт обобщённый образ УРАЛА./ М.В.Нестеров, картина «Родина Аксаковых».
Работа со слышащим учеником
(Восприятие заданий с лица слышащего ученика не слышащими детьми. Демонстрируется письмо и бандероль).
Назови почтовое отправление. Это- …
Назови получателя и отправителя бандероли, письма. Это — …
Словарь
Ученик слушает и дает определение слову. Затем проводится работа на голое ухо на слух.
Индекс — конверт — марка — получатель – сортировка — штемпель — поворот
Итог занятия
Что мы делали?
Что ты узнал нового?
Свежие комментарии