Полифункциональное логопедическое панно



Полифункциональное логопедическое панно

 для детей дошкольного возраста  «Лесная поляна»

 

Автор: учитель-логопед МБДОУ ЦРР –д/с  «Василек»

Киселева Надежда Алексеевна

 

Данное игровое пособие соответствует требованиям ФГОС ДО, в частности:

  • Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы (помещения) для коррекции недостатков речевого развития воспитанников;
  • обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого;
  • обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей;
  • данное пособие является содержательно насыщенным, полифункциональным,   вариативным, доступным и безопасным.
  • обеспечивает игровую,познавательную, исследовательскую и творческую активность  воспитанников;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Применение логопедического панно на коррекционных  НОД ставит  цели:

  1. Автоматизация и дифференциация звуков
  • изолированно
  • в слогах
  • в словах
  • в предложениях
  • в речи
  1. Формирование (коррекция) слоговой структуры слова.
  • Отработка слов различной слоговой структуры:

Двусложные слова из открытых слогов (муха, ива, сова)

Трехсложные слова из открытых слогов (ягоды, малина, ворона)

Односложные слова из закрытого слога (лес, жук)

Двухсложные слова со стечением согласных (ветка, медведь, рыжик)

Трехсложные слова с закрытым слогом (василек, моховик, бурундук)

Трехсложные слова со стечением согласных (кукушка, улитка, клубника)

Односложные слова со стечением согласных (лист, куст, стерх)

Двусложные слова с двумя стечениями (гнездо, птенцы, клюква)

Четырехсложные слова из открытых слогов (гусеница, черепаха, смородина)

  1. Развитие фонематического восприятия, формирование навыка звукового анализа и синтеза;
  • Узнавание неречевых звуков;
  • Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру;
  • Различение слов, близких по звуковому составу;
  • Дифференциация слогов;
  • Дифференциация фонем.
  1. Развитие словаря и словообразовательных процессов;
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по лексическим темам;
  • Расширение, уточнение и активизация глагольного словаря ребенка;
  • Уточнение и активизация словаря прилагательных;
  • Образование существительных, обозначающих детенышей животных;
  • Образование существительных в уменьшительной форме;
  • Образование относительных, качественных, притяжательных прилагательных от существительных;
  • Подбор существительного к глаголу единственного или множественного числа;
  • Подбор числительных один или одна к существительному;
  • Подбор нужного по смыслу приставочного глагола;

 

  1. Развитие грамматического строя речи
  • Совершенствование понимания и запоминания ребенком речевой инструкции;
  • Повторение предложений;
  • Нахождение логической ошибки и ее исправление;
  • Составление предложений из слов в начальной форме;
  • Определение и добавление пропущенных предлогов;
  • Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;
  • Подбор существительных соответствующего рода к предложенной форме глагола;
  • Согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными;
  • Правильное употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе

 

  1. Формирование связной речи
  • Развитие речевого внимания и понимания речи;
  • Обучение отвечать на вопросы развернуто, полным ответом;
  • Составление фразы с опорой на картинку и вопрос;
  • Обучение пересказу текста с наглядной опорой;
  • Обучение детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений;
  • Формирование навыка связного высказывания с элементами творчества.

 

  1. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, уточнение и закрепление значения пространственных предлогов практическим путем.

 

Описание логопедического пособия:

Панно является многофункциональным, мобильным и легко применяемым пособием. Оно нарисовано красками на стене логопедического кабинета. Его размер 1 м 70 см Х 1 м 80 см. Животные, птицы, насекомые, цветы, грибы, ягоды крепятся к нему с помощью клейкой ленты. Все предметы легко снимаются и могут быть перенесены в любое место. В ходе работы ребенок не просто созерцает картину, а действует с ней, изменяет по своему замыслу, озвучивая свои манипуляции.

Применение панно в логопедической работе позволяет учителю-логопеду  проводить коррекцию и развитие всех компонентов речи, применять его как  на индивидуальных, так и подгрупповых логопедических НОД.

Настенное панно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, а так же служит прекрасным фоном для показа мини-спектаклей с использованием разных видов настольных театров. Основная рабочая часть панно располагается на доступном для детей уровне. Необычное расположение животных, возможность свободного действия с ними повышает интерес детей, активизирует их речевую деятельность.

 

При подборе и изготовления инструментария к логопедическому панно я использовала лексические темы, учитывая регион Якутии:

Деревья: береза, ель, ива, лиственница, сосна, тополь, осина

Травянистые растения: подснежник, одуванчик, колокольчик, иван-чай, клевер, ирис, камыш, астра, календула, бархатцы, анютины глазки, подорожник

Грибы: масленок, рыжик, мухомор, подберезовик, подосиновик, моховик, груздь, белый гриб, бледная поганка.

Ягоды:  земляника, брусника, малина, голубика, смородина красная (черная), волчье лыко, клюква, черника.

Птицы: воробей, ворона, снегирь, рябчик, кряква, лебедь, озерная чайка, сова, куропатка, жаворонок, ласточка, глухарь, стерх, чирок.

Дикие животные: заяц, лиса, медведь, волк, суслик, белка, северный олень, ондатра, лось, соболь, песец, бурундук, горностай

Насекомые: божья коровка, кузнечик, бабочка, муха, муравей, жук, стрекоза, жужелица.

Перечень игр с логопедическим панно «Лесная поляна»

 

«Найди картинку на заданный звук»

Звуки «С-СЬ»: лиственница, сосна, астра, подснежник, ирис, осина, масленок, подосиновик, брусника, красная смородина, снегирь, сова, ласточка, стерх.

Звуки «З-ЗЬ»: береза, подберезовик, земляника, озеро, кузнечик и т.д.

Звук «Ц»: заяц, лиственница

Звук «Ш»: камыш, лягушка, шишки, каштаны, мышь ит.д.

Звук «Ж»: жаворонок, жук, жужелица, рыжик, подорожник, подснежник.

Звук «Ч»:  чайка, черника, одуванчик, колокольчик, иван-чай,  кузнечик ит.д.

Звук «Л»: лось, волк, белка, дупло, елка, календула, анютины глазки,

голубика,   волчье лыко, ласточка и т.д.

Звук «ЛЬ»: ель, лиственница, тополь, клевер, календула, масленок, клюква,

лебедь, суслик и т.д.

Звук «Р»: рысь, клевер, астра, подорожник, бархатцы, рыжик, мухомор,

брусника, черника, смородина, воробей, ворона, бурундук и т.д.

Звук «РЬ»: береза, подберезовик, белый гриб, снегирь, стрекоза и т.д.

 

 «Повтори слово по слогам, затем быстрее»

Перепорхнуть, гнездо, гусеница, ящерица, подберезовик, подосиновик, колокольчик.

 

«Семья лягушек»

Угадай, кто сейчас квакал: лягушка-мама, лягушка-папа или сынок. Логопед голосом показывает, ребенок отгадывает. Затем дети становятся ведущими.

 

«Угадай, чей это голос»

Голоса животных и птиц звучат на компьютере либо на аудиозаписи, дети отгадывают.

Либо логопед показывает, кто как голос подает. Дети отгадывают.

 

«Угадай по голосу, где животное»

Голос животного звучит громко, значит близко, тихо, значит далеко.

 

«Угадай, кто кричит – мама или ее детеныш»

Дети по звуку отгадывают, кто сейчас кричал.

 

«Услышь правильное слово»

Логопед называет слова: лягушка – лякушка – лягуска – лягушка – лягушга. Дети должны услышать ошибку и хлопнуть в ладоши. Брать любые слова, которые есть на панно.

 

«Найди слово»

Найди слово, которое начинается, либо оканчивается на заданный звук.

 

«Выложи камешки (фишки)»

Ребенок должен выложить столько камешков, сколько звуков в слове. Назвать звуки по порядку. Сделать звуковой анализ слова.

 

«Найди ошибку и исправь»

Птица свила гнездо. Или Гнездо свило птицу.

 

«Назови детенышей»

У волка – волчонок,

У лисы — …

У медведя — …

У зайца — …

У оленя — …

У лося — …

 

«Назови ласково»

Лиса – лисонька, волк – волчок, белка – белочка, и т.д.

«Отгадай, кто что сделал?»

Прыгала (лягушка), прыгал (заяц); прилетел (дятел), прилетела (сова) и т.д.

 

«Догадайся, о ком так говорят»

Рычит – рычат, летает – летают, ползает – ползают, плавают – плавает, прыгают – прыгает, пищат – пищит, шумят – шумит, убегает – убегают, каркают – каркает, стрекочут – стрекочет и т.д.

 

«Один – Одна»

Назови все цветы (ягоды, насекомые), к которым подходит слово один, затем одна

Один пион, один крыжовник, один муравей,

Одна береза, одна малина, одна рыба и т.д.

«Подумай, ответь»

— Рыбка к камню (отплыла или подплыла)

от берега (переплыла или отплыла)

всю реку (вплыла или переплыла)

— Бабочка к цветку (отлетела или подлетела)

С ветки на цветок (перелетела или облетела)

Вокруг ромашки (облетела или влетела)

В комнату (подлетела или влетела)

— Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула)

На бревно (выпрыгнула или запрыгнула)

С бревна (отпрыгнула или спрыгнула)

От журавля (отпрыгнула или перепрыгнула)

 

«Мой – Моя»

Подбери ко всем птицам (грибам) короткое слово МОЙ или МОЯ

Мой воробей, снегирь, рябчик

Моя ворона, чайка, ласточка и т.д.

 

«Помоги Незнайке, добавь маленькое слово»

Пчела села… цветок. Почки распустились …. деревьях.  Чайка летит … водой. Деревья шумят … ветра. Листочки падают … клена. и т.д.

 

 «Закончи предложение»

Муравей сидел около… —  Жук спрятался под … — Гусеница сидела на … — Божья коровка ползла  к … — Муха села на … и т.д.

 

«Кто как передвигается?»

Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.

 

 

«Кто живет в нашем крае».

Педагог предлагает прикрепить к «панно» только тех животных или птиц, которые встречаются в Якутии.

 

«Отыщи хищников (травоядных, грызунов, насекомых)».

Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на «панно».

 

 «Кто где живет?»

Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к «панно». Например: лиса – в норе, белка – в дупле и т. д.

 

 

 

«Кто (что) здесь лишнее?»

Среди растений, животных, птиц выбрать на «панно» те, которых нет в Якутии.

 

 «Опиши, мы отгадаем».

Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например:

Сосна – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.

Лиса – животное, с пушистым хвостом, хитрая, рыжая.

 

 «Найди того, о ком расскажу».

Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.

 

«С какого растения листочек?»

Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.

 

 «Сравни и объясни».

Ребенку предлагается сравнить деревья, кустарники, травы, животных, птиц.

 

«Собери в корзинку лекарственные травы (съедобные грибы)».

Закрепление свойств растений.

 

 «Кто зимует с нами?»

Показать птиц, которые зимуют в наших краях.

 

«Подбери цветы лета (осени, весны)».

Собрать с «панно» осенний, весенний, летний букет.

 

«Чьи это семена?»

Прикрепить семена к соответствующему растению.

 

 «Так бывает или нет?»

Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.

 

«Кто когда «работает»?»

Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время суток бодрствует.

 

 

 

 

«Что было бы если бы…?»

На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если  бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д.

 

«Пищевые цепочки».

На «панно» прикреплены различные животные и растения, насекомые. Ребенку даются карточки с такими же изображениями, и предлагается составить из них пищевые цепочки. Например: сова – мышь – зерно.

 

«Найди хозяина».

Найти на «панно» тех, кому принадлежат изображения на карточках.

Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена.

 

 «Скажи наоборот».

Взрослый показывает на «панно» и называет объект, а ребенок должен подобрать антоним. Например: толстая ветка – тонкая ветка, мягкий мех – колючие иголки.

 

«Скажи по — другому».

Ребенок подбирает сходные по значению слова к изображениям на «панно». (Птица – птичка, птаха, пичужка.)

 

«Один – много».

Логопед  прикрепляет картинки к «панно», а дети называют изображение во множественном числе. (Дерево – деревья, волк – волки и т. д.)

 

«Ответь на вопрос»

Работа с предлогами (в, на, из, за, над, под, перед, между и др.).

 

«О чем можно так сказать?»

Логопед  говорит слова, а дети отыскивают на «панно» то, к чему они могут относиться. Например: о чем можно сказать растет, ползает, шелестит, распускается.

 

«Что это может делать?»

Здесь, наоборот, логопед  называет объект, а дети действие.

 

«Отгадай, о чем речь».

Ребенок выбирает любою картинку на «панно», рассказывает об объекте, а остальные дети отгадывают.

 

«Отгадай загадку».

Дети отгадывают загадки и одновременно находят картинку на «панно».

 

 

«Что и где».

Педагог показывает карточку, а ребенок говорит что это, и где оно расположено на «панно».

Математическое развитие.

«Панно» используется для улучшения счета, развития логического мышления, пространственной ориентации, памяти, внимания, закрепления цвета и формы.

 

«Собери в корзинку».

Ребенок «собирает» в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их, проговаривая заданный звук: один мухомор, два мухомора, три… и т.д..

 

«Сосчитай цветы».

Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только синие, красные, белые и т. д. цветы, все цветы со звуком Ш (Р) и т.д..

 

«Найди такого же цвета».

Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.

 

«Один – много».

Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.

 

 «Чего не стало?»

Логопед просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать чего не стало.

 

«Прикрепи,  куда скажу».

Вверху – внизу, справа – слева, высоко – низко, между.

 

«Где что находится?»

Логопед  называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно» (вверху, внизу, посередине, выше озера, ниже рябины и т.д.)




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart