Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Часть 1
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группеПодготовила учитель-логопед
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы: • логопедические пятиминутки; • подвижные игры и пальчиковая гимнастика; • игры на развитие лексико – грамматических категорий и связной речи; • индивидуальная работа; • рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателей и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Логопед может рекомендовать воспитателям использовать пятиминутки на определенных занятиях. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения; пальчиковая, артикуляционная гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в НОД, подвижных игр на прогулке или в свободное время по второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова. Планируя индивидуальную работу воспитателей, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего логопеды рекомендуют занятия по автоматизации и дифференциации звуков. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
Тема: «Деревья Осенью». Звуки [А]-[У]. Звук [И]
Нужно знать:
Словарь: листва, листопад, хвоя, осыпаются, облетают, опадают, шуршат, кружатся, разноцветные.
Образуй словечко: лист берёзы – берёзовый, а дуба, клёна, липы, каштана, ивы, ольхи, рябины, тополя, осины, яблони?
Развитие лексико-грамматических процессов 1.Игра «Назови ласково» (дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна). 2.Игра «Где увидим этот лист?» (дубовый — на дубе, кленовый — …) 3.Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья и листья (один кленовый лист, три кленовых листа, пять кленовых листьев…)и т.д.
Упражнения на развитие логического мышления. «4-ый лишний» Береза, клен, тополь, колокольчик. Ель, дуб, осина, тополь (с объяснением)
«Реши задачу» Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
Словарная работа (с использованием наглядных примеров). Объяснить значение слов «туесок», «лукошко», «береста».
Упражнять «Скажи наоборот» на подбор антонимов. У сосны иглы длинные, а у ели — …
Развитие связной речи (предварительная работа) 1.Чтение литературных текстов (Л.Н. Толстой «Дуб и орешник», А.С. Пушкин «Унылая пора»).
Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Игра «Хлопай, топай». На слова со звуком [А] — хлопнуть, со звуком [У] — топнуть. 2.Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком [А], а вторая со звуком [У]. Побеждает та команда, которая придумает больше слов. 3. Определение места звук [И] в словах: Дина, икра, дети и т.д. 4.Из предложенных картинок, отобрать только те, в которых присутствует звук [И]. С отобранными словами составить предложения, поделить их на слова и начертить (выложить) схемы.
Тема: «Продукты питания» Звуки [И]- [А].
«Назови ласково».
«Один — много». Суп – супы – много супа (супов) Щи – щи – много щей Котлета – котлеты – много котлет Молоко – молоко – много молока Пирог – пироги – много пирогов Холодец – холодец – много холодца Сосиска – сосиски – много сосисок Сок – соки – много соков (сока) Консервы – консервы – много консервов Фарш – фарш – много фарша Каша – каши – много каш.
«Счет продуктов». Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет Один пышный пирог – два пышных пирога – пять пышных пирогов и т.д.
«Какой, какая, какое?».
«Назови по образцу». Жарить картофель – значит, он какой? – жареный Варить свеклу – значит, она какая? — вареная Парить репу – значит, она какая? – пареная Морозить клюкву – значит, она какая? – мороженая Мариновать помидоры – значит, они какие? – маринованные Консервировать огурцы – значит, он какие? – консервированные Солить капусту – значит, она какая? – соленая.
Тема: Овощи. Звук [П], [Пь], [К], [Кь]
«Назови ласково». Огурец- огурчик — огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица), репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).
«Один-много». Помидор – помидоры – много помидоров и т.д. «Счет овощей». Одна тыква — две тыквы — пять тыкв и т.д.
«Подбери признак ». Морковка (какая?) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т.д. «Какой, какая, какое?». Сок из помидоров – томатный и т.д. Грядка с огурцами – огуречная и т.д. Пюре из моркови – морковное и т.д. с названиями остальных овощей.
«Он (она) — они». Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).
«Что делал? Что делала? Что делали?». Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).
«Подбери слова-действия». Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.
«Скажи наоборот». Подбор антонимов. Кабачок большой, а огурец – маленький. Картофель крупный, а редис – мелкий. Перец внутри пустой, а морковь – полная. Помидор мягкий, а огурец – твердый.
Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по плану: Что это? Это овощ или фрукт? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на ощупь? Какой на вкус? Что из него можно приготовить?
Развитие фонетико-фонематических процессов
Подобрать слова с заданным звуком[П, Пь], [К, Кь] Поделить на слоги слова: капуста, пень, кино, ковер, топор, кот, и т.д. Составить предложения со словами предыдущего задания, выложить (начертить) схему. Автоматизация звука С в словах: Лева, Матвей, Егор, Максим. Автоматизация звука [Ш] изолированно: Саша, Ильдар, в слогах: Славик, Илья, Артем, Лева. Автоматизация звука [Р],,[Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика.
Тема: «Фрукты». Звуки [Т], [Ть], [К] — [Т]
1.«Назови ласково». Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).
2. «Один — много». Персик – персики – много персиков т.д.
3. «Счет фруктов». Одно яблоко – два яблока – пять яблок. Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т.д.
4. «Подбери признак ». Мандарин (какой?) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т.д.
5. «Назови сок и варенье». Сок из лимонов (какой?) – лимонный и т.д. Варенье из лимонов (какое?) – лимонное и т.д. с названиями остальных фруктов.
6. «Он (она) — они». Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).
7. «Что делал? Что делала? Что делали?».. Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).
8. «Назови, какое дерево?». Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня. Дерево с грушами – груша – грушевое. Дерево со сливами – сливовое – слива. Дерево с персиками – персиковое – персик. Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.
9.«Четвертый лишний». Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко.
10. «Скажи наоборот». Персик большой, а абрикос маленький. У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка. Апельсин больше, а мандарин меньше. Лимон кислый, а персик сладкий.
11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору), по плану: Что это? Это овощ или фрукт? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)? Какой на вкус? Что из него можно приготовить?
Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д. 2.Назвать первые звуки в словах книга, тесьма, кнопка, табурет, телевизор, тарелка и т.д. 3.Подобрать слова на звуки: [К], [Т], [Ть]. 4.Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком [Т] — хлопаем, а со звуком [Т]ь — топаем. 5.Звуковой анализ слов кот, тина. 6.Игра «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют место звуков [К], [Т], [Ть] в словах. Автоматизация та же.
Тема: «Насекомые. Звуки [П], [Т], [К], [О].
1. «Один — много». Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).
2. «Назови ласково». Пчела – пчелка и т.д.
3. «Счет». Один муравей – два муравья – пять муравьев и т.д.
4. «Подбери признак ». Муравей (какой?) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т.д.
5. «Закончи предложение». Муравей сидел около … . Божья коровка ползла по … . Жук спрятался под … . Муха села на … . Гусеница сидела на … . Муха ползла по … .
6. «Бывает – не бывает». Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.
Майский жук Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков. Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей? б) А для растений? в) Как появляется на свет майский жук?
8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору), по плану: Кто это? Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба? Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики)? Где живет? Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?
Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Звуковой анализ слов типа мак, кит, ток. 2.Определение места звуков [П], [Т], [К] в словах и обозначение их на схеме. 3.Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги. Автоматизация звука [Р] изолированно — Тимур, Матвей. В словах: Максим, Оля, Арсений, Вика.
Тема: «Перелетные птицы». [Х] — [Хь]. [К] — [Х]. 1. «Назови ласково». Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).
2. «Один — много». Стриж – стрижи – много стрижей и т.д.
3. «Счет птиц». Один грач – два грача – пять грачей и т.д.
4. «Назови детеныша». Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата. Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята. Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята.
5. «Скажи, какая стая?». Клин лебедей – лебединый. Караван журавлей – журавлиный. Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.
7. «Улетели птицы». Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д. Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д
8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по. Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.
9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия. Ласточка – щебечет. Грач – кричит «гра». Соловей – заливается, свистит, щелкает. Кукушка – кукует. Журавль – курлычет. Жаворонок – звенит.
10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану: Кто это? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом? Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва). Как поет? Чем питается? Как называют ее детенышей?
Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков [ К],[X] или [Хь]. 2.Звуковой анализ слов с выкладыванием графической схемы: мак, хна. 3.Игра «Скажи наоборот». Заменить звук [X] на звук [Х]: ха-ха-ха-ха, хо-хо-хо-хо, хы-хы-хы~хы. Заменить звук К на звук X: ка-ка-ка-ка, ко-ко-ко-ко, ку-ку-ку-ку.
Автоматизация: Автоматизация звука [Ш] изолированно: Ринат, в слогах, словах: Славик, Илья, Артем, Лева, Саша Автоматизация Ж в словах: Саша, Артем, Славик, Автоматизация звука Л в слогах: Оля, Славик, Ксюша. Автоматизация звука [Р], [Рь] в слогах: Славик, Арсений, Тимур, Матвей. В словах Лева, Максим, Катя, Паша, Оля, Вика, Илья.
Тема: «Грибы. Ягоды. Поздняя осень». Звук [С]. [С] — [Сь]
1. «Один — много». Гриб – грибы — грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).
«Назови ласково». Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).
2. «Съедобный – несъедобный». Подберезовик (какой гриб?) – съедобный. Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д.
«Лесная – садовая». Морошка – это лесная ягода. Клубника – это садовая ягода и т.д.
3. «Счет». Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек. Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д.
4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов. Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.
5. «Какой, какое?». Суп из грибов – грибной. Блюдо из грибов – грибное. «Назови сок и варенье». Сок из смородины (какой?) – смородиновый Варенье из смородины (какое?) — смородиновое и т.д. «Подбери признак ». Арбуз (какой?) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т.д. Клюква (какая?) — … .
6. «Скажи наоборот». Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный. У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие. Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами. У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.
7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.
8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек? Чего в лесу больше – грибов или белых грибов? Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?
«Исправь ошибку». Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.
9. Составить описательный рассказ про грибы и про ягоды (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (форма, величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб? Что из него можно приготовить?
Звукопроизношение: Подобрать слова, в которых звук [С] находится в начале слова, в конце слова. Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [С] — хлопаем, со звуком [Сь] — топаем. Звуковой анализ слов сани, Сима с выкладыванием схемы из цветных фишек. Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы… |
Уникальный материал. Такие интересные задания в игровой форме помогут ребятишкам освоить учебный материал. Спасибо за ваш труд. Успехов Вам.
Спасибо Вам за теплые слова в адрес моей работы и сайта!
Юлия Ивановна, спасибо за предоставленный материал. Буду использовать данный материал в своей работе.
очень интересный материал, узнала много нового. в дальнейшем буду использовать ваши задание в своей работе. Юлия желаю вам творческих успехов
Наталия, спасибо Вам за положительный отзыв о публикации!