Нормы развития речи ребенка в 3 года
Нормы развития речи ребенка в 3 года
логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта http://LogopedRunet.ru
Словарный запас 3-х летнего ребенка в среднем достигает примерно 1000 слов (от 800 – до 1500).
По нормам речевого развития ребенок в 3 года:
Пользуется предложениями, состоящими из 3-5 слов;
Использует в речи: существительные (в том числе падежные окончания), прилагательные, глаголы, местоимения, наречия (до 70 слов), числительные (один, два, три), простые пространственные предлоги (в, из, на, под и др.).
Знает слова-обобщения предметов, у которых одинаковое назначение или которые похожи по одинаковым признакам (игрушки, животные, птицы, посуда, мебель одежда и т.д.);
Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, множественное число глаголов и существительных (кот — котик, стул — стульчик, играет – играют, дом –дома, стол – столы).
Начинается формирование падежных окончаний существительных (в 3 с половиной года косвенные падежи существительных ребенок уже употребляет правильно).
Правильно ставит ударения в частотных словах.
Начинает правильно согласовывать личные местоимения, существительные — с прилагательными, глаголами Например: они пошли, она пошла, он пошел, кошка пошла, папа пошел, девочка гуляла, мальчик гулял, дети гуляли, кошка белая, кот белый, полотенце белое. Согласование существительных с прилагательными в роде ребенок еще может путать, но таких ошибок становится все меньше.
Образовывает качественные (большой, мокрый, красивый) и относительные прилагательные (деревянный, резиновый, стеклянный).
Может составить короткий рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картинок, состоящий из 3-5 предложений (с помощью наводящих вопросов взрослого).
Правильно произносит большинство звуков (по нормам еще могут не получаться звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р], [Рь]).
Все правильно произносимые звуки ребенок хорошо дифференцирует на слух, различает и правильно употребляет твердые и мягкие звуки.
Слоговая структура сформирована (к 3 годам у ребенка могут оставаться нарушения слоговой структуры в 3-4 сложных словах со стечением согласных).
Ребенок хорошо понимает и выполняет двухступенчатую инструкцию («Возьми книжку из ящика и положи на стол»).
В этом возрасте активно проявляется словотворчество, это нормальный этап речевого развития. Ребенок пробует «на вкус» разные виды словоизменения и словообразования и активно «творит» новые формы слов: «тёркает» вместо «натирает», «прыгачая» вместо «прыгучая», «стекловый» вместо «стеклянный», «лисиный» вместо «лисий» и т.д. Это очень интересный этап речевого развития, который закончится усвоением правильных лексико-грамматических форм русского языка к 5-ти – 6-ти годам.
Свежие комментарии