Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя. Часть 2



Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе. Часть 2

Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 1»

Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск

 

Тема: «Домашние животные и их детеныши.
Звуки [Н]-[Нь]»

 

1. «Один — много».

Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).

2. «Назови ласково». Собака — собачка и т.д.

3. «Счет  животных и их детенышей».

Одна овца – две овцы – пять овец

Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.

4. «У кого – кто?».

У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.

5. «Назови семью».

Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.

6.  «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Коза, собака, белка, корова;  теленок, жеребенок, ягненок, свинья.

7. «Кто где живет?».

Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?».

У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо — собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.

9. «Подбери признак ».

Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.

Пес (какой?) — …,  щенята (какие?) — … .

10. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ.

Котик – кот – котище  Ротик – рот – ротище Носик – нос – носище

Лобик – лоб – лбище   Хвостик – хвост – хвостище

Усики – усы – усищи  Глазки – глаза — глазищи

10Составить описательный рассказ про домашнее животное  (по выбору), по плану: Кто это?

Домашнее или дикое животное? Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?  Как называют детенышей? Какую пользу приносит?

Звукопроизношение:

1.Игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды — одна команда раскладывает порядам картинки со звуком  [Н] в названии, а вторая — со звуком [Нь] в названии.

2.Игра «Повтори правильно». Повторение слоговых рядов: на-ну-ни-ны…

3.Игра «Домик». Определить место звуков [Н], [Нь], в названии картинок: нос, банан, нитки, венок, , и т.д.

4. Игра «Восстанови слоги». Предлагается дописать недостающие элементы букв в слогах.

5. Игра «Закончи слово»: пио., бана., сы., со., апельси., лимо., ваго., бато., стака., океа., дива., ко., осе., де., пе., оле., ле., те., вста., тюле..

6. Печатание буквы [Н], слогов и слов – АН, УН, СЫН, НАТА.

 

Автоматизация:

Автоматизация звука [Ш]  изолированно: Ринат, в слогах, словах: Славик, Илья, Артем, Лева.

Автоматизация  [Ж] в словах: Саша, Артем, Славик,

Автоматизация звука [Л] в слогах: Оля, Славик. Автоматизация звука [Р], [Рь] в слогах: Илья,  Славик,

 

 

Тема: «Дикие животные и их детеныши. Звук [З] — [Зь]».

 

1.Игра «Один — много»: белка — белочка и т.д.

2.Образование сложных прилагательных: У лисы длинный хвост. Какая лиса? (Длиннохвостая.) Короткий хвост. Короткие лапы. Толстые лапы. Длинные уши. Острые уши. Короткие усы…

3.Образование притяжательных прилагательных: Нора лисы. Чья нора? (Лисья.) Берлога мед­ведя. Дупло белки. Логово волка. Морда лисы. Хвост зайца и т.д.

4.Образование существительных с помощью суффикса -ищ-: нос — носище, лапы, хвост, усы, глаза, зубы.

5.Подбор слов-антонимов: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя тол­стые лапы, а у лисы…

6.Игра «Сосчитай».

7. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС.

Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.

Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т.д.

Даю кому? – рыжим белкам и т.д.

Вижу кого? – рыжих белок и т.д.

Доволен кем? – рыжими белками и т.д.

Говорю о ком? – о рыжих белках и т.д.

9Составить описательный рассказ про дикое животное  (по выбору), по плану:

Кто это?

Домашнее или дикое животное?

Жилище.

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).

Чем питается?

Враги.

Как защищается?

Как называют детенышей?

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков [З] или [Зь]

2. Подари картинки Зое и Зине.

3.Звуковой анализ слов, звукобуквенный: зонт, зима, ваза.

4.Игра «Скажи наоборот». Заменить звук [Н] на звук [М]: на-на-на-на, но-но-но-но, ны-ны-ны-ны. Заменить звук [М] на звук [Н]: му-му-му-му, мэ-мэ-мэ-мэ, ма-ма-ма-ма.

5. Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы…

6.Составление предложений со словами: зонт, ваза, коза, зима. Деление их на слова и выкладывание схемы предложения.

7.Работа в тетрадях с буквами и слогами.

Автоматизация по подгруппам.

 

 

Тема: «Осенняя одежда. Обувь. Головные уборы» Звуки [С] – [З], [Сь] – [Зь]

1.«Назови ласково». Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).

2. «Один — много». Носок – носки – много носков т.д.

3. «Чья, чей, чьи, чье?».

Это чья шапка? – Моя.  Это чей кроссовок? — Мой.

Это чьи перчатки? – Мои. Это чье пальто? – Мое.

4. «Подбери предмет».

Моя – кепка … ; мой  — носок … ;  моё – пальто … ;  мои – туфли …  .

5. «Счет одежды».

Одно пальто – два пальто – пять пальто

Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д.

6. «Подбери признак ».

Плащ (какой?) –  кожаный, теплый, черный и т.д.

7. «Какой, какая, какое, какие?».

Шарф из шерсти – шерстяной.  Платок из шелка – шелковый.

Куртка из кожи – кожаная.  Пальто из драпа – драповое.

Сапоги из резины – резиновые

8.«Четвертый лишний». Классификация предметов.

Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.

9.  Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану:

Что это?

Из какого материала сделана?

Какого цвета?

Из каких частей состоит?

В какое время года носят?

Назначение (мужская, женская или детская).

Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать)?

Звукопроизношение: вспомнить характеристику звуков [С] – [З], [Сь] – [Зь]

Подарим Зине слова на звук [Зь], Симе слова на звук [Сь].

Заселим в домики слова на звук [С] (начало, середина, конец), слова на звук [З] (начало, середина, конец).

Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [С] — хлопаем, со звуком, [3] — топаем.

Звуковой анализ слов сани, зонт с выкладыванием схемы из цветных фишек. Придумывание предложений с выкладыванием схемы предложения.

Повторение слоговых рядов: са-со-су-сы, зу-за-зо-зы…Работа в тетрадях с буквами и слогами.

Автоматизация звуков по подгруппам.

 

Тема: «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы». Звук [Ц] – [С]

1. «Один — много». Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

2. «Назови ласково». Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.

3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.

Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…

4. «Подбери признак к предмету». Снежный – ком …; снежная — …; снежные — заносы…; снежное – поле…  .

5. Вспомнить зимующих птиц. «Посчитай» от 1-5.

6.  «Что лишнее и почему?». Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка.

7. «Собери предложение».

Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.

Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

8. «Отвечай-ка».

Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.

Нет чего? –  зимы; снежной бабы и т.д.

Рад чему? – зиме и т.д.

Вижу что? – зиму и т.д.

Доволен чем? – зимой и т.д.

Говорю о чем? – о зиме и т.д.

9. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок.

Любишь кататься – люби и саночки возить.  Береги нос в большой мороз.

Звукопроизношение:

1.  Игра «Ромашки». Воспитатель предлагает детям составить из лепестков две ромашки. На ле­пестках изображены картинки, в названии которых встречается звук С или звук Ц. Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или Ц), его место в слове и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

2.  Игра «Перепалка». Дети делятся на две команды, одна из команд должна называть слова со звуком С, а вторая со звуком Ц. Побеждает та команда, которая придумает больше слов.

3.  Игра «Дом, замок, избушка». Слова со звуками [Ц], [С].

4.  Игра «Домик». Определение места звуков [Ц], [С] в словах.

5.  Звуковой анализ слов типа цапля, сабля.

6.  Работа в тетрадях с буквами и словами.

Автоматизация звуков по подгруппам.

 

 

Тема: «Дикие животные зимой. Зимующие птицы». Звуки [Б] [П]. Буква Б.

1.      Нужно знать:

•Какие животные на зиму впадают в спячку.

•Как готовятся к зиме белка, заяц?

•Зачем зайцу белая шубка?

•Как называются жилища диких животных?

2.      Словарь: берлога, нора, дупло, логово, шатун, замечать, впадать (в спячку).

Сосчитай до 6:одна лисья нора, две лисьи норы…; одна медвежья берлога,..

Что кому дать? Орехи — белке, мёд — .., грибы -…, жёлуди -…, кору

Назови ласково: белка – белочка, лиса — …, лапа -…, хвост -…, орех -…, копыто -…гриб -…, нора —

3.      Расскажи о животном по плану:

Где живёт? Чем питается?

Как выглядит? (цвет шерсти, размер, лапы, хвост

Как проводит зиму?

4.      Вопросы на засыпку:

Нора справа от дерева. Что слева?

Сколько ушей и хвостов у двух волков?

5.      Нужно знать:

•5-7 названий зимующих птиц и узнавать их на картинках.

•Почему птицам трудно пережить холодную, снежную зиму. Как можно им помочь?

6.      Словарь: воробей, сорока, сова, синица, голубь, снегирь, свиристель, куропатка, глухарь, галка, кормушка.

7.      Объясни словечко: красногрудый, черноголовый,      бескормица, нахохлиться, клевать, кормиться.

8.      Сосчитай до 6: воробей, голубь, свиристель. Снегирь, синица, кормушка, голубь.

Ласточка, воробей, ворона, галка.

9.      Кто как голос подаёт?

Ворона каркает, воробей — …, голубь -…(воркует), сорока -…( стрекочет).

10.  Продолжи предложения:

К кормушке прилетают много синиц, …, …, … .

Нужно помочь перезимовать воробьям, …, … .

Кошки охотятся за воронами,…, …

11.  Исправь предложения:

•Кормушка села на синицу.

•Птицы насыпали корм для детей.

•Скворцы – зимующие птицы.

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

Подобрать слова, которые начинаются со звуков [Б], [Бь], [П].

2.Игра «Засели в нужный домик». Слова со звуками [Б], [Бь], [П]. (начало, середина, конец)

3.Составить предложения, проанализировать и выложить схемы.

4.Работа в тетрадях с буквами и слогами.

Автоматизация звуков по подгруппам.

 

 

Тема: «Мебель. Части мебели. Звуки [В] [Ф]. Буква В.

1.Правильное употребление предлогов: составление предложений по демонстрируемым действиям. Мяч под столом. Мяч между столами. Мяч на столе. Книга в столе.

2.Игра «1, 3, 5, 7». Стол, диван, шкаф, кровать, сервант, трюмо и т.д.

3.Образование прилагательных от существительных: кровать из дерева — деревянная и т.д.

4.Игра «Назови ласково». Стол — столик, кровать — кроватка и т.д.

5.Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать — деревянная, деревянное, деревянные, кукольная, кукольное, кукольный, кукольные.

6.Игра «Кто чем занимается?» Профессии: плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб.

7.Игра «Мастер». Образование прилагательных от существительных.

8. Развитие связной речи (предварительная работа)

1.Составление описательных рассказов с использованием схемы описания.

2.Чтение отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?» (о столярах и плотниках). 1.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1  Подобрать слова, которые начинаются со звуков [Ф], [Фь], [В].

2.Игра «Лото». Воспитатель раздает цветные кружки и карточки с изображением 4-6 предметов, в названии которых встречаются и не встречаются заданные звуки [Ф], [Фь], а затем [Ф], [В].

Задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

3.  Игра «Наоборот»:

фа-ва,  фо-во, Фаня-Ваня , фаза-ваза, фу-ву, фы-вы, софа-сова

4.Игра «Рассели в нужные домики». Слова со звуками [Ф], [Фь], [В]. (начало, середина, конец)

5.Составить предложения, проанализировать и выложить их схемы.

6.Работа в тетрадях с буквами и слогами.

Автоматизация звуков по подгруппам.

 

 

Тема: Посуда. Звуки [Д] [Т]. Буква Д.

Лексико-грамматические упражнения по теме посуда.

1.  Игра «Хлопай не зевай». Воспитатель произносит ряд звуков. На звонкие дети хлопают, на глухие топают. Аналогично с мягкими и твердыми согласными.

2.  Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка картинку, называет ее, определяет место заданного звука и дает этому звуку полную характеристику.

3.  Игра «Телевизор». На экране телевизора появляется картинка. Дети называют ее, а затем со­ставляют схему слов. Слова типа бочка, почка, день, тень.

4.Игра «Скажи наоборот». Подбираются слова в которых один звук заменяется на другой и называется новое слово. Например: Б на П — бочка — почка; Ть на Дь — тень — день; Ш на С — мишка — миска и т.д.

5. Игра «Разложи по рядам». Две команды соревнуются и раскладывают по рядам сначала картин­ки со звуками [Д] и [Дь] в названии, а затем – [Д] и [Т].

6. Игра «Кто больше». Детям предлагается сюжетная картина, на которой нужно отыскать предметы со звуками [Д], [Дь], [Т]. За каждое названное слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.      Звуковой анализ слов Дима, дыня, вата.

2.      Игра «Рассели в нужные домики». Слова со звуками Д, Дь, Т.

Автоматизация поставленных звуков: Звук Ш, Ж: Артем, Саша, Егор, Славик, Лева, Ильдар, Илья.  Звук С-З: Ильдар, Матвей, Лева.  Звук Л-Ль: Саша, Оля, Ксюша.  Звук Р: Артем, Саша.

 

 

ТЕМА: «Животные жарких стран». Звук [Э], буква Э.

1. «Один — много». Лев – львы — львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил).

2. «Счет  животных». Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов и т.д.

3. «Назови семью». Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш — тигренок, детеныши – тигрята, Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.

4. «Подбери признак ».

Жираф (какой?) – … ;  зебра (какая?) — … ;  слоны (какие?) — … .

5. «Подбери похожие по смыслу слова».

Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).

6. «В Африке». Употребление окончаний ИС в косвенных падежах мн. числа.

В Африке живут … (львы, тигры…). Однажды животные заболели. Кто отправился их лечить?  (Доктор Айболит). Кого лечил Айболит? (львов, тигров…). Кому он давал лекарства? (львам, тиграм…). Кого вылечил Айболит? (львов, тигров…). Звери лечились охотно. Кем был доволен Айболит? (львами, тиграми…).  О ком вспоминал Айболит дома? (о львах, о тиграх…).

7. «Сравни!» Слон высокий, а жираф еще выше.

Бегемот тяжелый, а слон еще … .

Лошадь выносливая, а верблюд еще … .

Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще … .

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением.

Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее слона. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?

Львица ждет льва. – Кто задерживается?

Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний?

9.Составить описательный рассказ про  животное жарких стран (по выбору), по плану:

Кто это? Где живет?

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).  Чем питается?  Как добывает корм?

Какие у него враги? Как защищается?

Детеныши.

Развитие фонетико-фонематических процессов

1.      Игра «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка картинку, называет ее, определяет место заданного звука и дает этому звуку полную характеристику.

2.      Подобрать слова, в которых звук [Э] находится в начале слова (из предложенных картинок).

3.      Подобрать слова, в которых звук [И] находится в конце слова (из предложенных картинок).

4.      Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Э] — хлопаем, со звуком [И] — топаем.

5.      Звуковой анализ слов типа Эмма, Эму выкладыванием графической схемы.

6.      Повторение слоговых рядов: эй-ай-ой-ый; эх-ух-ух-ых…

Продолжение пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 3»




Поделиться в соц. сетях

0

Один комментарий

  1. Наталия Петрик

    Много полезной информации, которой можно воспользоваться при диагностике детей. Юлия желаю вам творческих успехов

Оставить комментарий

SiteHeart