Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 3
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе
Часть 3
Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 2»
Подготовила учитель-логопед
Тема: «Семья». Звук [Ш-С]. Буква Ш. Знать свою Ф.И.О. И.О родителей. Где и кем работают. Свой домашний адрес. (со всеми детьми). «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка Мама — … и т.д. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Мама – (значит, ты чей? чья?) — мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … . «Кто старше? Кто младше?». Папа – сын («Папа старше, а сын младше») Папа – дедушка Дядя- племянник Внук – дедушка. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Старший – младший; большой – … , молодой — … , старше – моложе, младше. «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС. Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита). Игра «Подумай и ответь» — У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы? — Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку? «Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи. Сколько в твоей семье человек? Где вы живете? (домашний адрес) Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество) Кем работают родители? Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)? Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). Развитие фонетико-фонематических процессов Игра «Скажи наоборот». Подбираются слова в которых один звук заменяется на другой и Демонстрируются картинки: змея (звук [Ш]) и вода, вытекающая из крана (звук [С]). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки. Игра «Скажи наоборот». Воспитатель произносит слоги различной структуры со звуками [С, Ш] и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, изменяет звук в слоге и бросает его обратно: са — ша, аса — аша, ас — аш и т.д. Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление схем. Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками [С и Ш].Работа в тетрадях. Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях со всеми детьми.
Тема «Инструменты». Звуки [Ж-З]. Буква Ж. Нужно знать 8 – 10 названий инструментов, узнавать их и рассказать, что делают каждым (лопатой – копают и т.д.) · различать инструменты и материалы ( напр., дерево – это материал, из которого можно сделать различные предметы с помощью инструментов) · что делают из разных материалов (из ткани – шьют одежду, из резины получают обувь, игрушки и др.) Назови ласково : молоток- молоточек, ключ- .., нож -.., топор -.., грабли -… гвоздь -…, гайка -.., лопата -… лейка -.., игла -… Cосчитай до 8: один острый нож, .., одни длинные ножницы,. Из чего какой? — из бумаги – бумажный, из резины -…, из глины -…, из золота -…, из серебра -…, из камней -…, из дерева -…, из шерсти -…, из стекла -…, из железа -…, из пластмассы -…, из стали -…, из бетона -…, из кожи -…, из меха -… Что лишнее и почему? · Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток. · Топор, дрова, пила, рубанок. · Молоток, топор, пила, дрель. Исправь предложения: · Дыркой сверлят сверло. · Дровами рубят топор. · Гаечный ключ откручивают гайкой. · Стекло упало потому, что разбилось. Развитие фонетико-фонематических процессов 1.Игра «Скажи наоборот». Воспитатель произносит слоги различной структуры со звуками [3], [Ж] и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, изменяет звук в слоге и бросает его обратно: за — жа, аза — ажа, ажа — аза и т.д. Игра «Повтори правильно» (повторение слоговых рядов). Жа-жа-за-жа; са-са-ша-ша и т.д. 2.Воспитатель демонстрирует картинки: жук (звук Ж) и комар (звук 3). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки. 3.Звуковой анализ слов типа жаба, зонт. 4.Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками [3] и [Ж]. 5.Работа в тетрадях. Звукопроизношение автоматизация звука Ж. со всеми детьми. Дифференциация звуков [Ш-Ж]. [С-З]. со всеми детьми. Проговаривание слов сложной слоговой структуры.
Тема: «Животный мир морей и океанов». Звуки [Ль-Й]. Буква Л. Нужно знать: • 6 — 8 названий рыб, узнавать их на картинках. • названия частей тела, чем покрыто тело рыб. 2. Отгадай загадки: а) Колюч, да не ёж. Кто это? б) На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. в) У неё во рту пила, под водой она жила, Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. 3. Сосчитай до 7: одна золотая рыбка, …; один зеркальный карп, … ; один щучий хвост, … ; один колючий ёрш, … 4. Кто это, если у него есть: Голова, хвост, жабры; Хвост, лапы, шерсть; Голова, крылья, перья; Туловище, плавники, хвост 5. Назови ласково: рыба – рыбка, сом — …, окунь — .., щука — …, карась -.., лещ — …, плотва — … 6. Составь предложения со словами: рыбак – лодка, рыба – крючок, улов – ведро, сазан – уха, сом – дно. 7. Вспомни сказки, где героями являются рыбы, и перескажи их. «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке» 8. Какое слово лишнее? Почему? • окунь, рак, карась, карп; • хвост, жабры, плавники, рыба; 9. Вопросы на засыпку: • Жук жужжит, утка крякает, а рыба — …? 10. Объясни выражения: чувствует себя, как рыба в воде; молчит как рыба. 11. Выучи чистоговорки: Чешуя у щучки, щетинка у чушки. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Подобрать слова, в которых звук [Л] находится в середине слова. Подобрать слова, в которых звук Ль находится в конце слова. 2. Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Л] — хлопаем, со звуком [Ль] — топаем. 3. Звуковой анализ слов типа палка, лента с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги, составление схем. 4. Составление предложений со словами палка, лента. Анализ, составление схем. Послушай и повтори: аль-оль-уль-иль; ля-лё-лю-ли; 5. Работа в тетрадях с буквой и словами. Игра «Закончи слово»: тю., мо., е., ию., уго., ме.. Проговаривать скороговорку: Ехали мы, ехали, до клена доехали, клен мы объехали и домой поехали.
Тема: «День защитников отечества». Звуки [Р-Рь]. Буква Р. Нужно знать: • Когда отмечают день защитников Отечества. • Почему мужчины служат в армии. • Названия представителей родов войск (танкист, лётчик, пограничник, десантник, сапёр, подводник, артиллерист) и как они несут службу: «Пограничники охраняют границу» 2. Словарь: пехотинец, доброволец, герой, парашют, противник, мужественный, воевать, защищать, сражаться, победить, военный, доблестный, отважный, бесстрашный 3. Как называется человек, который: · Летает на вертолёте – вертолётчик; · Служит в пехоте -… · Прыгает с парашютом – · Служит на подводной лодке – · Управляет танком – 4. Что общего и чем отличаются: танк и трактор, пилотка и кепка, футболка и тельняшка. 5. Сосчитай до 7: один лёгкий танк, два лёгких танка…одна подводная лодка, две подводные лодки… 6. Отгадай загадку: Не трактор, а с гусеницами, Не крепость, а с башней, Не ружьё, а с дулом. 7. Один – много: один боец – много бойцов, один танкист — … один офицер -…, один солдат — …, один командир — …, одна винтовка -…, одно ружьё -…, 8. Составь предложения со словами: Пограничник – собака, солдат – автомат, корабли – учения. 9. Какое слово лишнее и почему? Снайпер, сапёр, танкист, артист. Пистолет, снайпер, винтовка, ружьё. Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Подобрать слова, в которых звук [Р] находится в начале слова (из предложенных картинок). Подобрать слова, в которых звук [Рь] находится в конце слова (из предложенных картинок). 2. Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Р] — хлопаем, со звуком [Рь] — топаем. 3. Звуковой анализ слов типа рюмка, рамка с выкладыванием графической схемы. 4. Повторение слоговых рядов. Ра-ра-ра-ря, ря-ра-ря-ра и т.д. 5. Игра «Скажи наоборот». Ра-ра-ра-ра — ря-ря-ря-ря;ро-ро-ро-ро, ру-ру-ру-ру, ры-ры-ры-ры. • Проговаривание скороговорки: У самого забора будка Трезора. Не пустит Трезор гостей за забор. • Напечатать скороговорку и сделать звуковой анализ всех слов. Автоматизация звука [Ш] – Саша, Ринат в словах, чистоговорках. Звук [Р] – Ксюша (в словах), Артем, Матвей, Тимур, Ильдар в предложениях, чистоговорках. |
Продолжение пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 4»
Свежие комментарии