Пальчиковый кукольный театр как средство активизации речевой деятельности
Пальчиковый кукольный театр как средство активизации речевой деятельности учащихся 1- 4 классов с легкой и выраженной умственной отсталостью
Я работаю с начальными классами, с детьми с легкой степенью умственной отсталости и с детьми с выраженной умственной отсталостью.
У всех детей отмечается несформированность в большей или меньшей степени всех этапов речевой деятельности. Это:
— слабость мотивации
— снижение потребности в речевом общении
— нарушено смысловое программирование речевой деятельности
— нарушено создание внутренних программ речевых действий
Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Речевая активность у детей резко снижена.
Все это подтолкнуло меня к использованию на логопедических занятиях дополнительных средств для активизации речевой деятельности учащихся. Таким средством оказался пальчиковый кукольный театр, который помогает решать следующие задачи:
— стимулировать развитие речи, внимания, памяти
— улучшать координацию движений
— развивать звуковую культуру речи
— развивать образное мышление
— развивать глагольный словарь, словарь признаков
— обогащать словарь за счет слов— синонимов, антонимов
— развивать связную речь
Пальчиковый кукольный театр используется как элемент логопедического занятия, занимающий около 10 минут в конце занятия.
Используется как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Также родителям предлагаются образцы бумажных пальчиковых кукол для игры с детьми дома, для закрепления речевого материала, который учили на занятии. Ширму изготавливали учителя трудового обучения.
Используется:
— для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)
— для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)
Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия.
Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).
Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.
Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)
Сначала проводится предварительная работа, в которой участвуют воспитатели, родители: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.
Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности. Особенно это заметно у детей с выраженной умственной отсталостью. Те дети, которые были на логопедических занятиях малоактивными и малоразговорчивыми, стали наоборот активными в речевом плане.
Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.
Таким образом, решаются задачи, поставленные мной в начале работы:
— повышение мотивации и потребности в речевом общении
— правильная оценка речевой ситуации
— усиление контроля за речью
— подражание речевому образцу
Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:
— регулирует психоэмоциональное состояние детей
— формирует положительную мотивацию к занятиям
— помогает преодолевать барьер в общении
— создает ситуацию успеха для каждого ребенка
— создает эмоционально— благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия
— тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.
В дальнейшем планирую:
— изготовление новых персонажей
— придумывание и разыгрывание логопедических сказок («Жил—был звук…»)
Белопашенцева Светлана Геннадьевна
Учитель-логопед первой квалификационной категории
ГКОУ СО «СКОШИ №111» г. Екатеринбург
Свежие комментарии