Пальчиковый кукольный театр как средство активизации речевой деятельности



Пальчиковый кукольный театр как средство активизации речевой деятельности учащихся 1- 4 классов с легкой и выраженной умственной отсталостью

 

Я работаю с начальными классами, с детьми с  легкой степенью умственной отсталости и с детьми с  выраженной умственной отсталостью.

У всех детей отмечается несформированность в большей или меньшей степени всех этапов речевой деятельности. Это:

слабость мотивации

снижение потребности в речевом общении

нарушено смысловое программирование речевой деятельности

нарушено создание внутренних программ речевых действий

Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом. Речевая активность у детей резко снижена.

Все это подтолкнуло меня к использованию на логопедических занятиях дополнительных средств для активизации речевой деятельности учащихся. Таким средством оказался пальчиковый кукольный театр, который помогает решать следующие задачи:

стимулировать развитие речи, внимания, памяти

улучшать координацию движений

развивать звуковую культуру речи

развивать образное мышление

развивать глагольный словарь, словарь признаков

обогащать  словарь за счет словсинонимов, антонимов

развивать связную речь

Пальчиковый кукольный театр используется как элемент логопедического занятия, занимающий около 10 минут в конце занятия.

Используется как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Также родителям предлагаются образцы бумажных пальчиковых кукол для игры с детьми дома, для закрепления речевого материала, который учили на занятии. Ширму изготавливали учителя трудового обучения.

Используется:

для инсценирования русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.)

для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок», «Медведь и лиса» и т. д.)

Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия.

Например: при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).

Или например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.)

Сначала проводится предварительная работа, в которой участвуют воспитатели, родители: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.

Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей,  т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.  Особенно это заметно у детей с выраженной умственной отсталостью.  Те дети, которые были на логопедических занятиях малоактивными и малоразговорчивыми, стали наоборот активными в речевом плане.

Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Таким образом, решаются задачи, поставленные мной в начале работы:

повышение мотивации и потребности в речевом общении

правильная оценка речевой ситуации

усиление контроля за речью

подражание речевому образцу

Из всего этого вытекает вывод, что пальчиковый кукольный театр:

регулирует психоэмоциональное состояние детей

формирует положительную мотивацию к занятиям

помогает преодолевать барьер в общении

создает ситуацию успеха для каждого ребенка

создает эмоциональноблагоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия

тем самым позволяет осуществлять активизацию речевой деятельности наиболее эффективно.

В дальнейшем планирую:

изготовление новых персонажей

придумывание и разыгрывание логопедических сказок («Жилбыл звук…»)

 

Белопашенцева Светлана Геннадьевна
Учитель-логопед первой квалификационной категории
ГКОУ СО «СКОШИ №111» г. Екатеринбург




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart