Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 4
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе
Часть 4
Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 3»
Подготовила учитель-логопед Кумакова Юлия Ивановна МБДОУ «Колокольчик» г.Ноябрьск
Тема: «Транспорт. Виды транспорта». Звуки [Р-Л]. Буквы Рь-Ль. 1. Вспомни виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т.д.), их названия. 2. «Один — много». Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд, электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник). 3. «Какой, какая, какое?». Шина для автомобилей (какая?) — автомобильная Билет на автобус (какой?) — автобусный Масло для машин (какое?) – машинное. Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д. 4. «Придумай новые слова». У- При- ехать (уехать, приехать и т.д.) Пере- плыть (уплыть, приплыть и т.д.) До- лететь Вы- бежать За- ходить Объ- На- С любым из предложенных глаголов придумай 8 предложений, используя разные приставки. 6. «Собери предложение». Машина, ехать, дорога, по. Самолет, небо, летит, высоко, в. Шоссе, автомобиль, мчится, по. Едет, тропинка, по, велосипедист. Магазин, около, мотоцикл, остановился. 7. «Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов. Возит молоко – молоковоз; возит муку — … ; возит лес — … ; возит бетон — … ; возит цемент — .. ; мешает бетон – бетономешалка; черпает землю – землечерпалка; укладывает трубы – трубоукладчик; дробит камни – камнедробилка. 8. Составить описательный рассказ про транспортное средство (по выбору), по плану: Как называется это транспортное средство? К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)? Из каких частей оно состоит? Чем приводится в движение? Для чего используется, что перевозит? Кто им управляет? Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Игра «Рыболовы». предметные картинки (со звуками [Р, Рь, Л]) и определяют местоположение этих звуков. 2. Игра «Слоговой магазин». Деление слов на слоги. Слова со звуками [Р, РЬ, Л]. 3. Игра «Разложи по рядам». Воспитатель раскладывает буквы, а дети определяют первый звук в названии картинок и кладут в ряд под соответствующей буквой. 4. Звуковой анализ слов типа речка, ларь. 5. Составление предложений с данными словами. Анализ, составление схем.
Тема: «Весна. Звуки [Ч-Щ]. Буква Ч.
1. «Назови ласково». Проталина – проталинка (лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, поле, солнце, луч, пень, весна, огород, луг, облака, дерево). 2. «Один — много». Гнездо – много гнезд и т.д. 3. «Счет». Одно дерево – два дерева – пять деревьев Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. 4. «Закончи правильно предложение». На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда) На ветках сук, а на деревьях … (сучья). Во дворе дерево, а в лесу … (деревья). У дерева ствол, а у деревьев … (стволы). 5. «Скажи со словом «весенний». День (какой?) — весенний Погода (какая?) — весенняя Настроение (какое?) – весеннее Цветы (какие?) — весенние Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы. 6. «Измени по образцу». Длинный – длиннее (теплый, яркий, громкий, высокий, чистый, сильный, радостный, светлый, темный, рыхлый, свежий, прозрачный, быстрый, звонкий). 7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Весна в лесу Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и высиживают птенцов. 8. Расскажи о весне по плану. Приметы весны. Весенние месяцы. Перелетные птицы весной. Что делают в этот период дикие животные? Как трудятся весной люди? Любишь ли ты весну? Почему?
Развитие фонетико-фонематических процессов 1. Подобрать слова в которых звук Ч находится в середине слова. Подобрать слова, в которых звук Щ находится в начале слова. 2. Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком [Ч] — хлопаем, со звуком [Щ]— топаем. 3. Звуковой анализ слов типа бочка, щука с выкладыванием звуковой схемы. 4. Деление слов на слоги. Составление схем. 5. Составление предложений со словами бочка, щука. Анализ, составление схем. 6. Работа в тетрадях с буквой и словами.
Тема: «Весна. Мамин праздник». Звуки [Ч-Щ]. Буква Щ. Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы, гнезда, почки, трава, подснежник… Действия: наступила, пришла, трещит, ломается, журчат, пробивается, набухают, лопаются, расцветают, просыпаются, прилетают, вьют, пригревает… Признаки: ранняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, звонкая, шумный, журчащий, цветущая, перелетные… Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц – март (как изменилась погода, стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче). Подобрать признаки: весна – ранняя, долгожданная, звонкая… Подобрать действия: трава – пробивается, зеленеет, растет… «Закончи предложение». У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … (маму). На свете очень трудно жить без …(мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … (маме). Я люблю гулять со своей …(мамой). Я очень горжусь своей …(мамой). Подобрать признак: мама (какая?) – добрая, ласковая, заботливая… Произнесение, характеристика звука [Щ] (кончик языка вверху): согласный, глухой, всегда мягкий. Проговаривание скороговорок и выделение на слух звука [Щ]: Ø Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. Ø Пес тащит щетку, щенок тащит щепку. Ø Ведь для щенка пока и щепка велика. Ø Ищут Катя с Таней вещи: ищут щетки, ищут клещи, плащ, ботинки, ящик, лейку. Папа купит им ищейку. Игра «Кто это?» — закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии: Дрессирует животных – дрессировщик – дрессировщица; Играет на барабане; работает на кране; работает на экскаваторе; убирает; регулирует уличное движение; чинит часы; работает в буфете; точит ножи; чистит обувь; кладет стены; сваривает металл; делает кровлю; носит вещи; пилит дрова; стеклит окна; Вспомнить правило правописания ЧА, ЧУ. Выучить правило правописания ЩА, ЩУ. Выучить новое правило: ЧА—ЩА – пиши с буквой А ЧУ—ЩУ – пиши с буквой У. Печатание под диктовку: АЩ – ЩА – РОЩА, ПИЩА, ГУЩА, ЧАЩА УЩ – ЩУ – ЩУКА, ИЩУ, ПИЩУ, ПУЩУ ЩУКУ Я ТАЩУ. РОЩА ЗЕЛЕНЕЛА
Тема: «Перелетные птицы весной». Звуки [Ч-Ть]. Назови 6-8 названий птиц, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются. Как они называются? Как называются птенцы этих птиц ( у грачей – грачата, у гусей -…, у уток -.., у скворцов -… у журавлей -.., у соловьёв -.., у кукушек -..) Названия 8 -10 насекомых, узнавать их на картинках Чем питаются перелётные птицы, почему возвращаются с появлением насекомых. Словарь: летатьться, парить, порхать, вить, откладывать, выводить, щебетать, чирикать, куковать, курлыкать, звенеть, насекомоядные, водоплавающие, проворные, задорные. Сосчитай до 9: один мохнатый шмель, …, одна изумрудная стрекоза,…, одно полезное насекомое,… Объясни словечко: быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка, трель, скворечник. Кто как голос подает? Кузнечик стрекочет, жук -.., шмель -.., комар -…, утка -…, кукушка — .., соловей — .., журавль -…, жаворонок — …(звенит) Исправь предложение: ü Червяк склевал скворца. ü Песня спела соловья. ü Мохнатая гусеница съела кукушку. Составь предложения со словами: скворец гусеница, гусеница – бабочка, скворец скворечник, кузнечик – травинка. «Вопросы на засыпку»: Чего больше, птиц или крыльев? Крыльев или перьев? Журавли прилетают раньше стрижей, но позже ласточек. Какие птицы прилетают первыми, какие вторыми. Какие последними? Произнесение и характеристика звуков. •Игра «Хлопни, топни» — различение на слух звуков [Ч – Ть]: Тя, ча, оч, уть, ти, ич, чи, ить… Пять, терка, чиж, тень, чернила, петь, театр, печь, ночь, темная, черная… Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разошлись мальчики в темные чуланчики: каждый мальчик в свой чуланчик. •Игра «Наоборот»: ча – тя; мять – мяч; Чу, чи, оч, юч, еч, бить, телка, петь, Петька, тявкать, сеть, ткать, тесать… • Спряжение в настоящем времени (я, ты, он, она, они, мы, вы): Хотеть научиться читать и писать; Хотеть читать стихи; Хотеть учиться отлично; • Проговаривание скороговорок: Чем тучи темнее, тем ливень сильнее. Дан котёнку язычок, чтобы чистить свой бочок, Чтобы ночью песни петь, чтоб меня лизнуть суметь. • Повторение правила написания ЧА, ЧУ. • Печатаем: ТЁМНЫЕ НОЧИ; ТУЧА; ЧЕРНИЛА; ГРАЧИ КРИЧАТ «ГРА».
Тема: «Растения и животные весной». Звуки [Ч — Сь] Нужно знать и уметь: • Перечислить признаки весны (продолжительность дня и ночи, что происходит со снегом, погода, какие животные пробуждаются от зимнего сна) • У каких животных появляются детёныши и их назвать (у зайца – зайчата, у белки — бельчата) 2. Словарь: март, апрель, май, месяц, солнце, небо, журчание, просыпаться, пробуждаться, вылезать, выводить, выкармливать. 3. Сосчитай до 8: один мохнатый медвежонок,…, один пушистый зайчонок, .., один серый волчонок,… . 4. Мамы играют с детёнышами – кто с кем? Волчица с волчонком, лиса -.., медведица -.., белка -.., рысь -…, бобриха -…., мышь -… 5. Скажи наоборот: холод – тепло, солнечный день -.., ветреная погода -…, глубокий ручей -…, ранняя весна -…, радостное настроение -… 6. Какое слово не подходит? · Рысь, рысёнок, брысь, рысий. · Лиса, лисий, листик, лисёнок, лисонька. 7. Объясни пословицы: · Лиса живёт хитростью, а заяц – прыткостью. · Медведь неуклюж, да дюж. 8. Исправь предложения: • В гнезде у лисы появились лисята. • Волк живёт в берлоге, а лиса – в логове. • Белка учила бобрят валить деревца и строить хатку. 9. Вставь нужный предлог:
o … лисы пять лисят. o Гнездо иволги … дереве. o Бельчата живут … дупле.
10 .Вопросы на засыпку: Чего больше белок или беличьих ушей? Лисица вывела лисят на прогулку. Рядом с ней идут 8 лапок. А сколько лисят? Развитие фонетико-фонематических процессов • Произношение и сопоставление звуков [Ч – Сь] • Игра «Хлопни, топни» — различение звуков на слух: оч, ось, си, чи, еч, се, стя, чти… человек, черемуха, середина, усердие, пасека, встречать… • Игра «Угадай пропущенный звук» — [Ч, Сь] .ерепаха, .ервант, гу.ята, па.ка, о.ки, .ашка, мя., гу.и, .айка, .иний, во.емь, .етыре, так.и, пер.атки, .айник, .ернила, .удеса, пе.енка… |
Продолжение пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 5»
Свежие комментарии