Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 5



Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе Часть 5

 

Подготовила учитель-логопед
Кумакова Юлия Ивановна
МБДОУ «Колокольчик»
г.Ноябрьск

 

Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 4»

Тема: «Комнатные растения». Звуки [Щ-Сь]

 

·         Познакомить ребенка в группе.

·         Рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки.

·         Объяснить и показать, как нужно ухаживать за растениями; объяснить, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль. Обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений.

·         Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; рассказать, как комнатные растения могут реагировать на изменения погоды, менять внешний вид утром и вечером.

Составить небольшой описательно-сравнительный рассказ о внешних особенностях кактуса и алое.

·         Игра «Четвертый лишний»кактус, герань, незабудка, фикус — незабудка.

·         Игра «Узнай по описанию»«Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы»…кактус.

Нарисовать комнатное растение.

Развитие фонетико-фонематических процессов

[Щ] – [Сь] – ща, ся, ась, ащ, ощ, ось, ись, ищ, щи, ащ…

Сила, синий, щипать, трещина, трещать, сеять, поселок, щетина, авось, осень, восхищение, ущелье, угощенье, десять…

•          Проговаривание скороговорок:

Не скучно Сане свистеть часами.

Щеткой Катя чистит платье.

Будем мы готовить щи. Нам не надо помощи.

Тащит воду Ванечка, Таня чистит овощи.

•          Спряжение в настоящем времени (Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ВЫ):

Восхищаться весенним щебетанием птиц.

•          Подобрать родственные слова:

Птица – птичка, птенец, пташка, птичий, птенчик, пташечка…

Щегол – щегленок (щеглята), щеглиха, щеглиный…

•          Вспомнить правило правописания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

Печатание под диктовку: ЧУЧЕЛО, ЩУЧКА, ПЛОЩАДЬ ПТИЧКИ ВЕСЕЛО ЩЕБЕЧУТ. ЩЕГЛЫ ГРОМКО КРИЧАТ.

 

Тема: «Наша страна». Звуки [Щ-Ш]

— Как называется страна, в которой мы живём?

— Назови столицу России.

— Как называется наша республика?

 

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего в России много?»

— Один город, в России много (чего?)

— В России много городов. Много: сёл, деревень, рек, морей, гор, полей.

 

3.Учить ребёнка отвечать на вопрос полным ответом:

— Что можно делать в аптеке?

— В аптеке можно покупать лекарства.

Что можно делать — в магазине в парикмахерской в сквере

в больнице в школе в кафе

в парке на вокзале

в музее на рынке

 

4. Объяснить ребёнку смысл поговорки

Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.

 

5.Выучить стихотворение

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы.

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

В. Гусев.

 

Развитие фонетико-фонематических процессов

•    Произнесение, сопоставление и характеристика звуков [Ш – Щ].

•    Игра «Наоборот»:

Ша – ща, шо — …, шу, ши, аш, ош, уш, ыш;

Чаща – чаша, щелк — …, пищу, прощу, защита, помещать, укрощать.

•    Спряжение в настоящем времени (Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ):

Возвращаться по роще с охоты.

•    Вспомнить правило правописания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ.

•    Печатаем:

У НАШЕЙ МАШИНЫ ШИПЫ НА ШИНАХ.

ПЕТЯ ЛЕЩА ПОЙМАТЬ ОБЕЩАЛ.

 

 

Тема: «Наш дом. Наш родной город. Гласные звуки. Звонкие согласные буквы

Нужно знать и уметь:

  • Название нашей страны, её столицы, области, города, где мы живем, и различать их.
  • Свой адрес и зачем его нужно помнить, кому можно говорить свой адрес, а кому нет;
  • Как выглядит флаг России, что означает каждый цвет.
  1. Словарь: страна, государство, столица, город, улица, переулок, микрорайон, площадь, парк, проспект, бульвар. вокзал, фонтан, памятник, новостройка, благоустройство, витрина, газон, сквер, киоск, музей, церковь, собор, промышленный, культурный.
  2. Сосчитай до 10: один большой город, два …; одна широкая улица,…, одно историческое место, … .
  3. Какие бывают: дома (одно- и многоэтажные, блочные, кирпичные,…) улицы ( широкие, узкие, благоустроенные,..)
  4. Что лишнее и почему?

  Улица, бульвар, проспект, машина.

  Москва, Россия, Белгород, Старый Оскол.

  1. Объясни, почему улицы так назвали: Вишнёвая, Виноградная, Луговая, Садовая, Клубничная, Набережная.
  2. Исправь предложения:
  • С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.
  • Мы ходили смотреть кино в музей.
  • За книгами идём в аптеку, а за лекарством – в библиотеку.
  1. Что общего и чем различаются: город и деревня, улица и набережная, дорога и шоссе, театр и кинотеатр.
  2. Составь рассказ о своей улице (микрорайоне) по плану:

1)  Как называется улица? (микрорайон)

2)  Какая она? (тихая, шумная, зелёная….)

3)  Что расположено на ней?

4)  Твое отношение к улице (микрорайону), где ты живёшь?

  1. Вопросы на засыпку:

Я живу между вторым и пятым этажами, но не на третьем. На каком этаже я живу?

Звукопроизношение:

Вспомнить все гласные звуки, и звонкие согласные.

 

 

 

Тема: «Космос». Звуки Щ-Т*.

Нужно знать:

  Названия космических тел (Земля, Луна, Солнце, комета, спутник)

  Какую форму имеют планеты, вокруг чего вращаются Земля и Луна.

  какое значение имеет для нашей планеты Солнце.

  Когда и почему отмечают День космонавтики.

  Кто первым полетел в космос.

  1. Словарь: ракета, космический корабль, созвездие, скафандр, астроном, телескоп, взлетать, приземляться, прилуняться, солнечный, лунный, земной, звёздный, космический, искусственный

( спутник)

  1. Сосчитай до 8: одна яркая звезда, две яркие звезды,…, один большой телескоп, … .
  2. Догадайся, что это:

  Солнечный, яркий, слепящий, прямой.

  Космическая, мощная, российская.

  1. Отгадай загадки:

  Свети, сверкает, всех согревает.

  Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

  Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.

  1. Скажи наоборот: далёкий – близкий, высокий -.., яркий -…, тесный -…, взлетать -…, улетать -…

7.Что общего и чем отличаются слова? Приземлиться – прилуниться, солнце и лампа, космонавт и астроном.

  1. Какое слово не подходит?

  Планета, планетный, план, планетарный.

  Луна, лунка, лунный, прилуниться.

  1. Собери предложение:

o   Луна, это Земля, спутник.

o   Вращаться, Луна, Земля, вокруг.

  1. Исправь предложение:
  • Сел наш космонавт в комету и полетел.
  • Космический корабль прилунился на Земле.

Звукопроизношение:

Щ – Т’ – ащ, ать, ща, тя, ти, ить, щи, ищ, ще, те…

Щетка, тетка, терка, щипать, трещать, телефон, ботинки, восхищение, восхитить…

  • Проговаривание скороговорок:

Не скучно Сане свистеть часами.

Щеткой Катя чистит платье.

Будем мы готовить щи. Нам не надо помощи.

Тащит воду Ванечка, Таня чистит овощи.

  • Игра «Кто что делает?»: часовщик – чинит часы;

Бетонщик, пильщик, печник, каменщик, сварщик, стекольщик, пасечник, точильщик, носильщик, водопроводчик, регулировщик.

Повторение всех гласных звуков.

Автоматизация поставленных звуков.

Саша автоматизация звуков Ш,Ж.

Савелий дифференциация звуков С-Ш.

Илья проговаривание слов 1-2 слоговой структуры.

 

 

Тема: «Человек. Части тела»

   Нужно знать:

  • Название частей тела и уметь их показать,
  • Различать левые и правые части тела и показывать их у себя и окружающих.

   Словарь: палец, ноготь, плечо, рука, нога

, колено, лоб, брови, ресницы, щёки, подбородок,

висок, нос, ноздри, затылок, макушка, шея.

  Чем мы: смотрим – глазами, слушаем -..,

   хлопаем — …, жуём — …, нюхаем -.., киваем -..,

машем -…

   Один – много: глаз – глаза, нос -…, ноздря -…,

    щека -…, лоб -…, висок -…, палец-…, ноготь-

.., локоть- …, ухо — …

   Отгадай загадки:

  • Пять братьев годами равные, а ростом разные.
  • Всегда во рту, а не проглотишь.
  • На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.

    Чем похожи и чем различаются: девочка и

     кукла, ноги и лапы, ногти и когти.

    Объясни пословицы:

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Руки работают, а голова кормит.

    Объясни словечко: длинноволосый,

     темноволосый, кареглазый, сероглазый,

плечистый

     Собери предложение:

  • Лена, утро, зубы, чистить, каждое
  • Паша, гулять, в, погода, любой

    Что лишнее и почему?

  • Рога, копыта, пятки, хвосты.
  • Нога, колено, ботинок, пятка.

    Вопросы на засыпку:

  • Назови «имя» каждого пальчика. Сколько пальцев на 2 руках?
  • Чего у человека больше, рук или левых рук?

 

 

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего (кого) в школе много?»

— Один класс, а в школе много (чего?) — В школе много классов. Много: учителей, учеников, школьников, парт.

 

3 .Учить ребёнка образовывать существительные женского рода. Поиграть в игру «Он — она»

— Он ученик, а она…? — Ученица.

школьник — школьница       преподаватель — преподавательница

учитель —учительница       директор — директриса

 

  1. Учить ребёнка образовывать причастия от глаголов. Поиграть в игру «Какой ученик?»

— Если ученик в школу поступает, то он (какой?) — поступающий заканчивает — заканчивающий идёт — идущий

заходит — заходящий         выходит — выходящий

вбегает — вбегающий         выбегает — выбегающий

читает — читающий         пишет — пишущий

считает — считающий      отстаёт — отстающий

 

5. Учить ребёнка образовывать сложные слова путём сложения

— Если школьник в первом классе, то он кто? — первоклассник. Второ-, третье-, четверо-, пяти-, шести-, семиклассник.

 

  1. Объяснить ребёнку смысл поговорки

Красна птица перьями, а человек — ученьем.

 

7. Выучить стихотворение

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

Есть дневник и тетрадь,

Ручка есть, чтобы писать,

Есть и ластик, чтобы пятна

Убирались аккуратно,

И пенал и карандаш,

И букварь — приятель наш.

По С. Маршаку




Поделиться в соц. сетях

0

2 комментария

  1. Наталия Петрик

    интересные игры для детей, которые можно использовать в свое работе. Буду ждать от вас новый разработок, спасибо.

Оставить комментарий

SiteHeart