Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 5
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной группе Часть 5
Подготовила учитель-логопед
Предыдущую часть пособия читайте в статье «Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя. Часть 4» Тема: «Комнатные растения». Звуки [Щ-Сь]
· Познакомить ребенка в группе. · Рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки. · Объяснить и показать, как нужно ухаживать за растениями; объяснить, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль. Обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений. · Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения; рассказать, как комнатные растения могут реагировать на изменения погоды, менять внешний вид утром и вечером. Составить небольшой описательно-сравнительный рассказ о внешних особенностях кактуса и алое. · Игра «Четвертый лишний» — кактус, герань, незабудка, фикус — незабудка. · Игра «Узнай по описанию» — «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы»…— кактус. Нарисовать комнатное растение. Развитие фонетико-фонематических процессов [Щ] – [Сь] – ща, ся, ась, ащ, ощ, ось, ись, ищ, щи, ащ… Сила, синий, щипать, трещина, трещать, сеять, поселок, щетина, авось, осень, восхищение, ущелье, угощенье, десять… • Проговаривание скороговорок: Не скучно Сане свистеть часами. Щеткой Катя чистит платье. Будем мы готовить щи. Нам не надо помощи. Тащит воду Ванечка, Таня чистит овощи. • Спряжение в настоящем времени (Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ВЫ): Восхищаться весенним щебетанием птиц. • Подобрать родственные слова: Птица – птичка, птенец, пташка, птичий, птенчик, пташечка… Щегол – щегленок (щеглята), щеглиха, щеглиный… • Вспомнить правило правописания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Печатание под диктовку: ЧУЧЕЛО, ЩУЧКА, ПЛОЩАДЬ ПТИЧКИ ВЕСЕЛО ЩЕБЕЧУТ. ЩЕГЛЫ ГРОМКО КРИЧАТ.
Тема: «Наша страна». Звуки [Щ-Ш]— Как называется страна, в которой мы живём? — Назови столицу России. — Как называется наша республика?
2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего в России много?» — Один город, в России много (чего?) — В России много городов. Много: сёл, деревень, рек, морей, гор, полей.
3.Учить ребёнка отвечать на вопрос полным ответом: — Что можно делать в аптеке? — В аптеке можно покупать лекарства. Что можно делать — в магазине в парикмахерской в сквере в больнице в школе в кафе в парке на вокзале в музее на рынке
4. Объяснить ребёнку смысл поговорки Родимая сторона — мать, а чужая — мачеха.
5.Выучить стихотворение Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы. А какие есть грибы! А ещё пекут в печи Вот такие калачи! В. Гусев.
Развитие фонетико-фонематических процессов • Произнесение, сопоставление и характеристика звуков [Ш – Щ]. • Игра «Наоборот»: Ша – ща, шо — …, шу, ши, аш, ош, уш, ыш; Чаща – чаша, щелк — …, пищу, прощу, защита, помещать, укрощать. • Спряжение в настоящем времени (Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ): Возвращаться по роще с охоты. • Вспомнить правило правописания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЖИ, ШИ. • Печатаем: У НАШЕЙ МАШИНЫ ШИПЫ НА ШИНАХ. ПЕТЯ ЛЕЩА ПОЙМАТЬ ОБЕЩАЛ.
|
Тема: «Наш дом. Наш родной город. Гласные звуки. Звонкие согласные буквы
Нужно знать и уметь:
- Название нашей страны, её столицы, области, города, где мы живем, и различать их.
- Свой адрес и зачем его нужно помнить, кому можно говорить свой адрес, а кому нет;
- Как выглядит флаг России, что означает каждый цвет.
- Словарь: страна, государство, столица, город, улица, переулок, микрорайон, площадь, парк, проспект, бульвар. вокзал, фонтан, памятник, новостройка, благоустройство, витрина, газон, сквер, киоск, музей, церковь, собор, промышленный, культурный.
- Сосчитай до 10: один большой город, два …; одна широкая улица,…, одно историческое место, … .
- Какие бывают: дома (одно- и многоэтажные, блочные, кирпичные,…) улицы ( широкие, узкие, благоустроенные,..)
- Что лишнее и почему?
Улица, бульвар, проспект, машина.
Москва, Россия, Белгород, Старый Оскол.
- Объясни, почему улицы так назвали: Вишнёвая, Виноградная, Луговая, Садовая, Клубничная, Набережная.
- Исправь предложения:
- С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.
- Мы ходили смотреть кино в музей.
- За книгами идём в аптеку, а за лекарством – в библиотеку.
- Что общего и чем различаются: город и деревня, улица и набережная, дорога и шоссе, театр и кинотеатр.
- Составь рассказ о своей улице (микрорайоне) по плану:
1) Как называется улица? (микрорайон)
2) Какая она? (тихая, шумная, зелёная….)
3) Что расположено на ней?
4) Твое отношение к улице (микрорайону), где ты живёшь?
- Вопросы на засыпку:
Я живу между вторым и пятым этажами, но не на третьем. На каком этаже я живу?
Звукопроизношение:
Вспомнить все гласные звуки, и звонкие согласные.
Тема: «Космос». Звуки Щ-Т*.
Нужно знать:
Названия космических тел (Земля, Луна, Солнце, комета, спутник)
Какую форму имеют планеты, вокруг чего вращаются Земля и Луна.
какое значение имеет для нашей планеты Солнце.
Когда и почему отмечают День космонавтики.
Кто первым полетел в космос.
- Словарь: ракета, космический корабль, созвездие, скафандр, астроном, телескоп, взлетать, приземляться, прилуняться, солнечный, лунный, земной, звёздный, космический, искусственный
( спутник)
- Сосчитай до 8: одна яркая звезда, две яркие звезды,…, один большой телескоп, … .
- Догадайся, что это:
Солнечный, яркий, слепящий, прямой.
Космическая, мощная, российская.
- Отгадай загадки:
Свети, сверкает, всех согревает.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
- Скажи наоборот: далёкий – близкий, высокий -.., яркий -…, тесный -…, взлетать -…, улетать -…
7.Что общего и чем отличаются слова? Приземлиться – прилуниться, солнце и лампа, космонавт и астроном.
- Какое слово не подходит?
Планета, планетный, план, планетарный.
Луна, лунка, лунный, прилуниться.
- Собери предложение:
o Луна, это Земля, спутник.
o Вращаться, Луна, Земля, вокруг.
- Исправь предложение:
- Сел наш космонавт в комету и полетел.
- Космический корабль прилунился на Земле.
Звукопроизношение:
Щ – Т’ – ащ, ать, ща, тя, ти, ить, щи, ищ, ще, те…
Щетка, тетка, терка, щипать, трещать, телефон, ботинки, восхищение, восхитить…
- Проговаривание скороговорок:
Не скучно Сане свистеть часами.
Щеткой Катя чистит платье.
Будем мы готовить щи. Нам не надо помощи.
Тащит воду Ванечка, Таня чистит овощи.
- Игра «Кто что делает?»: часовщик – чинит часы;
Бетонщик, пильщик, печник, каменщик, сварщик, стекольщик, пасечник, точильщик, носильщик, водопроводчик, регулировщик.
Повторение всех гласных звуков.
Автоматизация поставленных звуков.
Саша автоматизация звуков Ш,Ж.
Савелий дифференциация звуков С-Ш.
Илья проговаривание слов 1-2 слоговой структуры.
Тема: «Человек. Части тела»
Нужно знать:
- Название частей тела и уметь их показать,
- Различать левые и правые части тела и показывать их у себя и окружающих.
Словарь: палец, ноготь, плечо, рука, нога
, колено, лоб, брови, ресницы, щёки, подбородок,
висок, нос, ноздри, затылок, макушка, шея.
Чем мы: смотрим – глазами, слушаем -..,
хлопаем — …, жуём — …, нюхаем -.., киваем -..,
машем -…
Один – много: глаз – глаза, нос -…, ноздря -…,
щека -…, лоб -…, висок -…, палец-…, ноготь-
.., локоть- …, ухо — …
Отгадай загадки:
- Пять братьев годами равные, а ростом разные.
- Всегда во рту, а не проглотишь.
- На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются.
Чем похожи и чем различаются: девочка и
кукла, ноги и лапы, ногти и когти.
Объясни пословицы:
- Глаза боятся, а руки делают.
- Руки работают, а голова кормит.
Объясни словечко: длинноволосый,
темноволосый, кареглазый, сероглазый,
плечистый
Собери предложение:
- Лена, утро, зубы, чистить, каждое
- Паша, гулять, в, погода, любой
Что лишнее и почему?
- Рога, копыта, пятки, хвосты.
- Нога, колено, ботинок, пятка.
Вопросы на засыпку:
- Назови «имя» каждого пальчика. Сколько пальцев на 2 руках?
- Чего у человека больше, рук или левых рук?
Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.
Поиграть в игру «Чего (кого) в школе много?»
— Один класс, а в школе много (чего?) — В школе много классов. Много: учителей, учеников, школьников, парт.
3 .Учить ребёнка образовывать существительные женского рода. Поиграть в игру «Он — она»
— Он ученик, а она…? — Ученица.
школьник — школьница преподаватель — преподавательница
учитель —учительница директор — директриса
- Учить ребёнка образовывать причастия от глаголов. Поиграть в игру «Какой ученик?»
— Если ученик в школу поступает, то он (какой?) — поступающий заканчивает — заканчивающий идёт — идущий
заходит — заходящий выходит — выходящий
вбегает — вбегающий выбегает — выбегающий
читает — читающий пишет — пишущий
считает — считающий отстаёт — отстающий
5. Учить ребёнка образовывать сложные слова путём сложения
— Если школьник в первом классе, то он кто? — первоклассник. Второ-, третье-, четверо-, пяти-, шести-, семиклассник.
- Объяснить ребёнку смысл поговорки
Красна птица перьями, а человек — ученьем.
7. Выучить стихотворение
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Есть дневник и тетрадь,
Ручка есть, чтобы писать,
Есть и ластик, чтобы пятна
Убирались аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь — приятель наш.
По С. Маршаку
интересные игры для детей, которые можно использовать в свое работе. Буду ждать от вас новый разработок, спасибо.
Наталья, спасибо Вам за добрые слова в адрес публикации!